ЖКХ.ЛИКБЕЗ

С 1 июля организации, оказывающие услуги населению в сфере ЖКХ, обязаны использовать онлайн-кассы для приёма платежей, поступивших в электронном виде, например, через онлайн-банкинг, Интернет и мобильные приложения. В чём суть этого нововведения и зачем оно нужно, рассказывает эксперт рубрики «ЖКХ. Ликбез» Марина СЕМЁНОВА, заместитель генерального директора отдела расчётно-кассового обслуживания Иркутской процессинговой компании.

В соответствии с законом с 1 июля организации ЖКХ обязаны выдать потребителю чек, независимо от того, в какой форме совершён платеж – через обычную кассу или электронном виде. При приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги через банк, сайт, мобильное приложение, банкомат, с использованием банковской карты, электронного кошелька или же другим электронным способом расчет проводится через специальную онлайн-кассу. Даже если денежные средства, поступившие от плательщика, будут зачислены на расчётный счет организации через банк, их все равно требуется провести через офлайн или онлайн-кассу. Это касается как управляющих компаний, так и ресурсоснабжающих организаций.

Единственное исключение – управляющие компании, заключившие агентский договор с расчётным центром по приему платежей от населения (расчётно-кассовые центры, единые расчётные центры и подобные). В таком случае они освобождаются от обязанности применять контрольно-кассовую технику и выдавать потребителям чеки. За них это делает расчётно-кассовый центр.
При этом надо четко понимать разницу между понятиями «платёжный агент» (оператор по приёму платежей, который работает согласно федеральному закону №103-ФЗ) и «банковский платежный агент». Это важно, поскольку работа через банковского платежного агента не исключает для управляющих компаний обязанности по установке контрольно-кассовой техники.
Оплатив в банке жилищно-коммунальные услуги, вы думаете, что получили на руки чек? Это не совсем так: банки оформляют чек-ордер, а не фискальный чек, так как кассовую технику они не применяют. В чем разница?

Банк лишь подтверждает платёж, но детальную информацию не указывает. В фискальном же чеке обозначены услуги по статьям, цены на эти услуги, налоговые ставки. Банк не имеет такой информации, поэтому даже теоретически не сможет внести её в документы.

С 1 июля человек, оплативший жилищно-коммунальные услуги через банк или с помощью онлайн-банкинга, вправе обратиться за кассовым чеком в управляющую или ресурсоснабжающую организацию. Кстати, уже многие компании ЖКХ самостоятельно, не дожидаясь обращения, направляют онлайн-чеки потребителям. Отправка осуществляется по номеру телефона либо на электронную почту. Это правило действует, если вы предварительно разрешили внести свои контактные данные в базу поставщика услуг. В ином случае вам распечатают чек по запросу. Следует помнить, что клиент вправе запросить чек не позднее трёх месяцев с даты его формирования.

Как это нововведение отразится на рядовых гражданах? Пока можно только предполагать, но скорее всего исполнение требований № 54-ФЗ приведёт к увеличению размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. Ведь коммунальщикам нужно будет включить в свои тарифы расходы на покупку и обслуживание контрольно-кассовой техники, приобретение программного обеспечения, а также на оплату обучения сотрудников или зарплату новых специалистов, которые умеют работать с онлайн-кассой.

Сегодня ИПК выступает на рынке услуг не только как оператор по приему платежей, но и как банковский платежный агент крупнейших банков, мы имеем собственную платежную систему. Когда мы только начинали работать, управляющие компании и ресурсоснабжающие организации неохотно сотрудничали с платежными агентами, так как приходилось нести дополнительные расходы на содержание специального банковского счета. С 1 июля ситуация поменялась: теперь управляющие компании значительно сэкономят, сотрудничая с платежными агентами, в том числе и с Иркутской процессинговой компанией.

Справочно:
Федеральный закон № 192-ФЗ вступил в силу в июле прошлого года. В нем содержатся поправки к закону №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» при осуществлении расчётов, которые касаются ряда областей, включая ЖКХ. Цель нововведений – сделать сферу платежей прозрачной для потребителя.