30 лет  в ГАИ


4 июля 2023 года


Шелеховчане, рассказывая о Евгении Горбатенко, который подаёт водителю сигнал об остановке не только жезлом, но и свистком, всегда заканчивают речь примерно так: «Короче, настоящий гаишник!»

В город металлургов на должность начальника ГИБДД он прибыл в 2021 году из Иркутска, где служил до этого почти двадцать лет.  Начало же было положено в родном Братске, куда сибиряк вернулся после окончания политехнического института.

 – В 1994 году моя специальность инженера по самолётостроению оказалась не востребована ни в областном центре, ни в других городах Иркутской области. Уезжать с малой родины не хотел, а так как во времена студенчества неплохо изучил правила дорожного движения и даже успел получить водительское удостоверение, решил попробовать себя на этом поприще, – вспоминает Евгений Анатольевич.

Далёкий 1994 год сегодня кажется заимствованным из чьей-то чужой биографии, настолько изменилась дорожно-патрульная служба, с которой он не уходил три десятка лет ни в одно подразделение системы МВД. Перед выходом на линию юношу попросили законспектировать «Закон о милиции» и выучить правила применения табельного оружия и физической силы. Кстати, в службе это практически не пригодилось, настолько располагал к себе с первых минут общения интеллигентный сотрудник ГИБДД. Внушала уважение и его спортивная фигура футболиста со стажем.

 – Мне повезло с наставником. Александр Рейнгардт учил не только, как правильно вести диалог с  водителем, но и  как быстро проверить допуски, накладные, путевые, доверенности и кучу других документов, особенно если дело касалось грузового транспорта, – говорит Евгений Анатольевич.

Уже тогда на КП в Братске был электронный журнал, в который смена записывала все прошедшие за ночь автомобили и данные водителей. Практика перекидывания сотрудников с контрольно-пропускного поста в мотовзвод и обратно позволяла  быстро втянуться в работу, на которой скучать точно не приходилось. Как-то раз в Братском районе Горбатенко остановил гружёный «КамАЗ», которым управлял водитель в состоянии алкогольного опьянения, заметного даже на первый взгляд. Сотрудник попросил мужчину выйти из автомобиля, а тот бросился наутёк.

– Мы с напарником побежали за ним, даже не думая про протокол. На улице – минус 35, а он – в свитере. Боялись, что мужик замёрзнет.  Водитель КАМАЗа в темноте скрылся, но потом сам пришёл с повинной и рассказал, что отсиделся в тепловом узле. С годами понимаешь и начинаешь прикидывать, сколько таких недотёп  остановил, не пустил дальше в путь, который мог закончиться аварией со смертельным исходом,  в том числе и для других участников дорожного движения. Думаю, у каждого сотрудника есть не только своё «кладбище», но и такой вот счёт, – рассуждает начальник ОГИБДД ОМВД России по Шелеховскому району.

В 1998 году семья Горбатенко переехала в Иркутск. Евгения назначили старшим инспектором отдельного батальона дорожно-патрульной службы. Дороги областного центра братчанин знал неплохо, так как ещё в студенческие времена колесил по ним на «Ниве». Он быстро влился в коллектив численностью 300 человек (в Братске в то время служило 60), а служба отличалась только обилием нарушений проезда регулируемых перекрёстков и остановки-стоянки. Это сегодня в областном центре каждый день работает минимум четыре эвакуатора, а в то время их не было в помине, поэтому транспортные средства, припаркованные в центре города, разгоняли только сотрудники ГАИ, иногда по часу ожидая прибытия хозяина брошенного в неположенном месте авто.

Останавливая транспорт для проверки, сотрудники со стажем не удивлялись уже ничему, но работник масложиркомбината насмешил всю смену вместе с медиками. Когда водителя и пассажира легкового автомобиля доставили в медсанчасть для освидетельствования, те начали  дебоширить. Пришлось применить силу. В пылу борьбы у одного из доставленных задралась брючина, и взглядам присутствующих предстала голень, обвязанная чем-то жирно-коричневым. Вызвали следственно-оперативную группу, которая зафиксировала кражу шоколадного масла с комбината, где трудился водитель.

Будучи командиром взвода, а потом и роты отдельного батальона, он редко находился в кабинете. Минимум раз в два часа Горбатенко проверял посты ДПС, а в выходные и праздничные дни наравне с подчинёнными работал в усиленном режиме. Нередко выезжал и на дорожно-транспортные происшествия. Плотина ГЭС, улица Байкальская славились очагами аварийности из-за малой проходимости и отсутствия металлической разделительной полосы. Поэтому когда Горбатенко назначили старшим инспектором дежурной части ГИБДД Иркутска, он мог безошибочно назвать место очередной аварии, о которой сообщали позвонившие водители. В предновогоднюю неделю количество аварий в день доходило до двухсот, а про вопросы, просьбы и даже поздравления Горбатенко может рассказывать хоть сутки напролёт.

– Нам звонили по любому поводу. Например, не заводится машина, так как за окном минус 40 – редкий мороз для Иркутска. Отправлял экипаж, ребята помогали, ведь это тоже часть нашей работы, – говорит Евгений Анатольевич.

В 2021 году Горбатенко назначили на должность начальника ОГИБДД ОМВД России по Шелеховскому району. Свою работу он строит на тех же «трёх китах» – дисциплина, ответственность, компетентность. И по-прежнему выходит на линию наряду с сотрудниками дорожно-патрульной службы, прихватив для компании коллег из кабинетов.

– Это необходимо, прежде всего, для дисциплинированности водителей и, соответственно, снижения количества дорожно-транспортных происшествий в районе, тут у нас федеральная трасса, и очагов аварийности хватает, – делится Горбатенко.

Отпуск, если он выпадает на летние месяцы, майор полиции проводит исключительно на Золотых песках. Так в родном Братске называют побережье водохранилища. Но есть и одно непреложное правило: даже если выходные выпали на 3 июля, этот день надо провести вместе с коллективом, чтобы пожелать коллегам здоровья, удачи и, конечно, терпения.

Подготовила Марина Гетманова