88 капель валерьянки в память о Раневской
Интересно, что бы сказала о нашем городе великая пересмешница Фаина Георгиевна Раневская, пройди она по его осенним разноцветным улицам? Может, сочинила бы мгновенно одну из своих колких неумирающих фраз, которые теперь, спустя годы, цитируют направо и налево? Не известно, хотя Раневская побывала у нас всего несколько дней тому назад.
В конце сентября в городе был показан спектакль «Раневская. Великая пересмешница», а его терпкое послевкусие остаётся у меня до сих пор. Как, наверное, у многих зрителей, заполнивших в тот вечер зал ДК «Металлург».
Сегодня по прошествии многих лет после смерти народной артистки словно девятый вал поднимается волна памяти о ней, совсем не такой популярной и такой востребованной в годы её активной работы в театрах и кино. Изданы несколько книг о её жизни, сборники афоризмов, недавно появилась песня, пронзительно рассказывающая голосом популярной певицы о её таланте и одиночестве. Снят художественный фильм-драма «Раневская» с Мариэттой Цигаль-Полищук в главной роли. Есть несколько спектаклей в разных театрах страны. Теперь вот к нам приехал спектакль по сценарию Лиона Измайлова и Алексея Цапика, поставленный режиссёром Львом Шимеловым. И нам повезло, что столь серьёзная и интересная театральная работа не нашла своей сцены в большом зале областного центра, а показала себя в «Орбите» и «Металлурге».
Никакой особой сценографии у этого спектакля нет. Перед зрителем простенькая обстановка небольшой московской квартиры в Большом Палашёвском переулке, где последние годы жизни провела народная артистка СССР, трижды лауреат Сталинской премии и ордена Ленина Фаина Раневская. Ни роскоши, ни звёздности. Из украшений – портреты известных людей, которые так или иначе повлияли на судьбу актрисы.
В главной роли наша землячка, уроженка Ангарска Ольга Хохлова (с ударением на первом слоге). Сегодня её называют самой энергичной актрисой кино. В её фильмографии около 200 ролей. И путь её к Раневской был далёк и долог. Она с детства мечтала стать актрисой, трижды поступала в театральный вуз. Принята была во Владивостоке сначала на рабфак, потом на театральный факультет института искусств. В Москве её, уже маму двоих детей, в середине 90-х никто не ждал. Сначала она помогала мужу построить своё дело, потом моталась по пробам и служила в нескольких театрах – на Перовской, у Никитских ворот, им. Станиславского. Ждала своего часа.
— Твоя роль от тебя никуда не уйдёт, — убеждена Ольга Владимировна, — а за чужой бегать не надо. Будут пятки сверкать, а не догонишь. Мои роли за мной бегают.
Для чего этот экскурс в тему жизни актрисы? Чтобы точно знать, что главная роль доверена человеку, выстрадавшему своё место в театре, знающему жизнь и умеющему её ценить. Ибо, на мой взгляд, Хохлова на сцене – настоящая Раневская. Не стоит выискивать внешнего сходства. Кроме всклокоченных волос и фигуры, наверное, ничего заметного больше нет. Зато импульсивность, резкость реакции, меткость оценок – всё её, Раневской, какой мы знаем актрису по биографическим и мемуарным материалам. А её колкие афоризмы словно главные герои живут на сцене самостоятельной жизнью, вылетают совершенно неожиданно, но по делу.
Фаина Георгиевна никогда никого не боялась, высказывала своё мнение направо и налево, без малейшего стеснения. Так же прямолинейно, наотмашь её играет Ольга Хохлова. Временами, глядя на неё на сцене. вспоминаешь Владимира Вольфовича Жириновского, для которого, кажется, тоже не было авторитетов и который всегда был уверен в своей правоте. Как показало время, во многом он был прав!
В квартире Раневской на стене центральное место занимает портрет главного режиссёра театра им. Моссовета Юрия Завадского. С ним она отчаянно ссорилась во время работы в театре, спорит и сейчас. «Я с ним и здесь ругаюсь», — признаётся она, поглядывая на его лицо. Это ему она в споре кинула прилюдно в лицо: «Вон из искусства!». Но ругалась она со многими, а портрет, причём самый большой, повесила только его, рядом с портретами самых дорогих для себя людей – Марины Цветаевой, Павлы Вульф… Может, любила его так же, как многие достойные женщины из его театрального окружения? Но сказать при его жизни не могла, ведь рядом с ним были и Марецкая, и Уланова, и ещё с десяток прекрасных женщин. Она не смела с ними соперничать. Именно это чувство прочитывается в поведении актрисы Хохловой на сцене. «Мы скоро встретимся, доживу я до утра или нет?».
В её скромную квартиру, где страдает от одиночества старая актриса, внезапно попадает молодая начинающая её поклонница. И ей Фаина Георгиевна, не смотря на обман, старается помочь с ролью в театре, учит жить, даже по матерински заботится о ней. Своих детей у актрисы не было. И Ольга Хохлова играет женщину, у которой за внешней суровостью и грубостью скрывается доброе и чуткое сердце. «Одиноко мне! — восклицает она. — Все ушли, к кому бы я могла обратиться. Теперь я театру не нужна. Не нужна даже больнице».
Чтобы получить признание, надо умереть. Или сыграть Чапаева. Это так Фаина Георгиевна тоже шутит. И несколько раз полушутя-полусерьёзно, чтобы не пугать свою молодую подопечную, пытается изобразить свою кончину. Не получается, не дают, отвлекая на разные житейские дела. И она свой недуг вновь маскирует под саркастические оценки своей жизни:
— Знаете, что такое г…? Так вот, по сравнению с моей жизнью это повидло!
Налейте-ка мне 88 капель валерьянки! А как иначе, нежели только гротеском или надев маску спокойствия и умиротворения могла настоящая живая Раневская признаться, что ей очень больно и страшно. (Как после её смерти установят медики, умирала она от инфаркта и пневмонии). Вот грубости и прямоты никогда не боялась, а доброту и участие показать для неё было сложнее. «Осталась только дряхлость и смерть. Дуреешь от старости и от тоски». Она не хочет даже малейшим движением показать, как ей плохо и тяжело. Даже принаряжается, чтобы никто не усомнился, что она по-прежнему бодра и готова радоваться жизни. «Я должна быть во всеоружии даже в полной темноте и даже с голой задницей!»
Много ли мы, провинциальные обыватели, знали об этой актрисе? Только, пожалуй, «Муля, не нервируй меня», мачеху Золушки и домработницу из легендарного фильма «Весна» с Любовью Орловой в двух главных ролях? А у неё за плечами более 30 фильмов. Правда, ни одной главной роли. Но зато какие эпизоды!?
В спектакле рассказано лишь о небольшом отрезке времени перед смертью актрисы. Некоторые развесёлые сцены, вкраплённые в канву сюжета, кажутся инородным телом в сюжете, хотя очень веселят и радуют публику. Они прекрасно сыграны другими актёрами и даже вполне могли случиться в жизни героини, но «Раневская» скорее трагикомедия великой актрисы, тихо прощающейся с жизнью, чем фарс последних дней одинокой всеми забытой старухи.
«Я умру, как Джульетта», — шутит она. И завещает на своём памятнике написать: «Умерла от отвращения». Эту её последнюю волю не выполнили. Она ушла в возрасте 87 лет 19 июля 1984 года. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» она включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. В её родном Таганроге с 2008 года организован Международный театральный фестиваль имени Ф. Раневской «Великая провинция». Это лишь малая толика внимания к большой актрисе после её смерти.
На протяжении двух часов спектакля не покидало ощущение, что на сцене не Ольга Хохлова, а Фаина Раневская. Так и хотелось крикнуть: «Браво, Фаина Георгиевна!» Зал долго аплодировал ей стоя, не только признавая актёрский успех Хохловой и её коллег, но и почитая память великой народной артистки Советского Союза, которую сейчас по прошествии лет любят больше, чем при жизни. Вот точно она была права: «Чтобы получить признание, надо умереть»…
Татьяна СИЗЫХ
Фото из открытых источников