88 капель валерьянки в память о Раневской


16 октября 2025 года


Интересно, что бы сказала о нашем городе великая пересмешница Фаина Георгиевна Раневская, пройди она по его осенним разноцветным улицам? Может, сочинила бы мгновенно одну из своих колких неумирающих фраз, которые теперь, спустя годы, цитируют направо и налево? Не известно, хотя Раневская побывала  у нас всего несколько дней тому назад.

В конце сентября  в городе был показан спектакль «Раневская. Великая пересмешница», а его терпкое послевкусие остаётся у меня до сих пор. Как, наверное, у многих зрителей, заполнивших в тот вечер зал ДК «Металлург».

Сегодня по прошествии многих лет после смерти народной артистки словно девятый вал поднимается волна памяти о ней, совсем не такой популярной и такой востребованной в годы её активной работы в театрах и  кино. Изданы несколько книг о её жизни, сборники афоризмов, недавно появилась песня, пронзительно рассказывающая  голосом популярной певицы о её таланте и  одиночестве. Снят художественный фильм-драма «Раневская» с Мариэттой Цигаль-Полищук в главной роли. Есть несколько спектаклей в разных театрах страны. Теперь вот к нам приехал спектакль по сценарию  Лиона Измайлова и Алексея Цапика,  поставленный режиссёром  Львом Шимеловым. И нам повезло, что столь серьёзная и интересная театральная работа не нашла своей сцены в большом зале областного центра, а показала себя в «Орбите» и «Металлурге».

Никакой особой сценографии у этого спектакля нет. Перед зрителем простенькая обстановка небольшой московской квартиры в Большом Палашёвском переулке, где последние годы жизни провела народная артистка СССР, трижды лауреат Сталинской премии и ордена Ленина Фаина Раневская. Ни роскоши, ни звёздности. Из украшений – портреты известных людей, которые так или иначе  повлияли на судьбу актрисы.

В главной роли наша землячка, уроженка Ангарска Ольга Хохлова (с ударением на первом слоге). Сегодня её называют самой энергичной актрисой кино. В её фильмографии около 200 ролей. И путь её к Раневской был далёк и долог. Она с детства мечтала стать актрисой, трижды поступала в театральный вуз. Принята была во Владивостоке сначала на рабфак, потом на театральный факультет института искусств.  В Москве её, уже маму двоих детей, в середине 90-х никто не ждал. Сначала она помогала мужу построить своё дело,  потом моталась по пробам и служила в нескольких театрах – на Перовской, у Никитских ворот, им. Станиславского. Ждала своего часа.

— Твоя роль от тебя никуда не уйдёт, — убеждена Ольга Владимировна, — а за чужой бегать не надо. Будут пятки сверкать, а не догонишь. Мои роли за мной бегают.

Для чего этот экскурс в тему жизни актрисы? Чтобы точно знать, что главная роль доверена человеку, выстрадавшему своё место в театре, знающему жизнь и умеющему её ценить. Ибо, на мой взгляд, Хохлова на сцене – настоящая Раневская. Не стоит выискивать внешнего сходства. Кроме всклокоченных волос и фигуры, наверное, ничего заметного больше нет. Зато импульсивность, резкость реакции, меткость оценок – всё её, Раневской, какой мы знаем  актрису по биографическим и мемуарным материалам. А её колкие афоризмы словно главные герои живут на сцене самостоятельной жизнью, вылетают совершенно неожиданно, но по делу.

Фаина Георгиевна никогда никого не боялась, высказывала своё мнение направо и налево, без малейшего стеснения. Так же прямолинейно, наотмашь  её играет Ольга Хохлова. Временами, глядя на неё  на сцене. вспоминаешь Владимира Вольфовича Жириновского, для которого, кажется,  тоже не было авторитетов и который всегда был уверен в своей правоте. Как показало время, во многом он был прав!

В квартире Раневской на стене центральное место занимает  портрет главного режиссёра театра им. Моссовета Юрия Завадского. С ним она отчаянно ссорилась во время работы в театре, спорит и сейчас. «Я с ним и здесь ругаюсь», — признаётся она, поглядывая на его лицо. Это ему она в споре кинула прилюдно в лицо: «Вон из искусства!». Но ругалась она со многими, а портрет, причём самый большой,  повесила только его,   рядом с портретами самых дорогих для себя людей – Марины Цветаевой, Павлы Вульф… Может, любила его так же, как многие достойные женщины из его театрального окружения? Но сказать при его жизни не могла, ведь рядом с ним были и Марецкая, и Уланова, и ещё с десяток прекрасных женщин. Она не смела с ними соперничать. Именно это чувство прочитывается в поведении  актрисы Хохловой  на сцене.  «Мы скоро встретимся,  доживу я до утра или нет?».

В её скромную  квартиру, где страдает от одиночества старая актриса, внезапно попадает молодая начинающая её поклонница. И ей Фаина Георгиевна, не смотря на обман, старается помочь с ролью в театре, учит жить, даже по матерински заботится о ней. Своих детей у актрисы не было. И Ольга Хохлова играет   женщину, у которой за внешней суровостью и грубостью  скрывается  доброе и чуткое сердце. «Одиноко мне! — восклицает она. — Все ушли, к кому бы я могла обратиться. Теперь я театру не нужна. Не нужна даже больнице».

Чтобы получить признание, надо умереть. Или сыграть Чапаева. Это так  Фаина Георгиевна тоже шутит. И несколько раз полушутя-полусерьёзно, чтобы не пугать свою молодую подопечную, пытается изобразить свою кончину. Не получается, не дают, отвлекая на разные житейские дела. И она свой недуг вновь маскирует под  саркастические оценки своей жизни:

— Знаете, что такое г…? Так вот, по сравнению с моей жизнью это повидло!

Налейте-ка мне 88 капель валерьянки! А как иначе, нежели только  гротеском или  надев маску спокойствия и умиротворения  могла настоящая живая Раневская признаться, что ей очень больно и страшно. (Как после её смерти установят медики, умирала она от инфаркта и пневмонии). Вот грубости и прямоты никогда не боялась, а доброту и участие показать для неё было сложнее. «Осталась только дряхлость и смерть. Дуреешь от старости и от тоски». Она не хочет даже малейшим движением  показать, как ей плохо и тяжело. Даже принаряжается, чтобы никто не усомнился, что она по-прежнему бодра и готова радоваться жизни. «Я должна быть во всеоружии даже в полной темноте и даже с голой задницей!»

Много ли мы, провинциальные  обыватели, знали об этой актрисе? Только, пожалуй,  «Муля, не нервируй меня», мачеху Золушки и домработницу  из легендарного фильма «Весна» с Любовью Орловой в двух главных ролях? А у неё за плечами более 30 фильмов. Правда, ни одной главной роли. Но зато какие эпизоды!?

В спектакле рассказано лишь о небольшом отрезке времени перед смертью актрисы. Некоторые развесёлые сцены, вкраплённые в канву сюжета, кажутся инородным телом в сюжете, хотя очень веселят и радуют публику. Они прекрасно сыграны другими актёрами и даже вполне могли случиться в жизни героини, но «Раневская»  скорее трагикомедия  великой актрисы, тихо прощающейся с жизнью, чем фарс последних дней одинокой всеми забытой старухи.

«Я умру, как Джульетта», — шутит она. И завещает на  своём памятнике написать: «Умерла от  отвращения». Эту её последнюю волю не выполнили. Она ушла в возрасте 87 лет 19 июля 1984 года. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» она включена в десятку  самых выдающихся актрис  ХХ века. В её родном Таганроге с 2008 года организован  Международный театральный фестиваль имени Ф. Раневской «Великая провинция». Это лишь малая толика внимания к большой актрисе после её смерти.

На протяжении двух часов спектакля не покидало ощущение, что на сцене не Ольга Хохлова, а Фаина Раневская. Так и хотелось крикнуть: «Браво, Фаина Георгиевна!» Зал долго аплодировал ей стоя, не только признавая актёрский успех  Хохловой и её коллег, но и почитая память великой народной артистки Советского Союза, которую сейчас по прошествии лет любят больше, чем при жизни. Вот точно она была права: «Чтобы получить признание, надо умереть»…

 

Татьяна СИЗЫХ

Фото из открытых источников