
А на новом вокзале…
Ноябрь 1982 года в истории Шелехова ознаменовался большим событием. Горожане получили в подарок новое здание железнодорожного вокзала.
Первых своих пассажиров станция Гончарово приняла в 1954 году. Вокзал представлял собой маленькое деревянное здание, в котором располагались лишь касса да зал ожидания. Долго обслуживало оно жителей, активно пользовавшихся железнодорожным транспортом.
На фото: железнодорожный вокзал в разные годы: от деревянной постройки до современного здания
>>> ПОЧЕМУ ГОНЧАРОВО?
Своё название станция получила в честь Сергея Павловича Гончарова – инженера-железнодорожника, внёсшего большой вклад в строительство участка путей Иркутск – Слюдянка. В 1930-х годах группа специалистов под его руководством провела изыскательские работы на месте будущей магистрали.
Функционировать станция, расположенная на 5205 км Транссибирской магистрали, начала в 1954 году, однако регулярное движение поездов было организовано только в 1956-м. Помимо станции, в черте города есть два железнодорожных остановочных пункта: «Известковая» и «Шелехов».
(По материалам книги А. Наумова «Шелехов: с чего начинался город») <<<
«И вот прошло уже несколько дней, как в Шелехове пущено в эксплуатацию новое здание вокзала. Первые пассажиры смогли уехать, купив билет в кассах светлого, просторного, даже несколько непривычного для их глаз вокзала. В момент торжественного открытия как-то по-особому взволнованны были лица секретаря парткома стройки Владислава Викторовича Поздняка, заслуженного строителя РСФСР бригадира отделочников Лидии Ивановны Блиновой, председателя исполкома горсовета Маины Степановны Архиповой. На просторной площади у здания собрались виновники торжества – строители и те, кому они готовили подарок, – железнодорожники и пассажиры» – писала корреспондент Ирина Подашева в субботнем выпуске газеты «Рассвет коммунизма» от 20 ноября.
Лидия Блинова с радостным волнением (ещё бы, такую работу в сжатые сроки выполнили!) вручила символический золотой ключ начальнику станции Вадиму Петровичу Лобанову и вместе с Маиной Степановной под аплодисменты участников события разрезала красную ленту.

Современный вокзал стал не просто местом, где ожидают прибытия электрички или поезда. У шелеховчан появилась возможность получать здесь и другие услуги.
«˂…˃ Людской поток хлынул в зал ожидания. Это ни с чем не сравнимое чувство знакомства с чем-то новым, необычным, – продолжает делиться впечатлениями корреспондент. – У кассы – обладатели первых билетов. Знакомимся. Виталий Иванович Смирнов с женой Верой Петровной едут в Большой Луг. Вместе с билетами они получают поздравительную открытку. В. И. Смирнов сейчас на пенсии, в прошлом работал начальником поезда. Жена его тоже работник железной дороги.
˂…˃ В просторном зале работает киоск «Союзпечать», где киоскёр Клавдия Александровна Грибова предлагает пассажирам газеты и журналы. Особым спросом пользуется здесь «Роман-газета». В парикмахерской первого посетителя обслуживает парикмахер Любовь Вахрушева. Скоро откроются буфет и отделение связи.
В два часа дня отошла в сторону Большого Луга электричка. Уехали на ней первые пассажиры. Схлынул и поток участвовавших в открытии вокзала. Наступили первые рабочие минуты коллектива, обслуживающего новое здание. Наверняка это были счастливые минуты, ведь в этот момент многие – и пассажиры, и железнодорожники – ощущали себя новосёлами.»
На фото: диспетчеры станции Гончарово
А отделочники из бригад Ирины Кириндясовой и Лидии Блиновой, вложившие свой труд в оформление вокзала, выдохнули с чувством гордости.
– Нам в работу дали часть помещения и фасад, – рассказывает Лидия Ивановна. – Девчата трудились внутри: штукатурили, красили, белили. Мужчины работали на фасаде, для него использовали мраморную крошку. Крошку эту промывали водой со шланга, стоя в резиновых сапогах. Сейчас здание обшито панелями, уже не видно прежней облицовки…

Свои трудолюбивые руки Лидия Ивановна и её бригада приложили ко многим зданиям в городе. Жилые дома, школы и детские сады, магазины, промышленные объекты обретали аккуратный, завершённый вид благодаря отделочникам. Но пришла в эту профессию Лидия Блинова не сразу.

Родилась она в Иркутске. Военные годы многодетная семья Мериновых провела в посёлке Большая Речка, куда к родственникам супругу с детьми перевёз Иван Андреевич. Сам же отправился на фронт.
– Домой папа вернулся с контузией, израненный, – вспоминает Лидия Ивановна. – Прошёл всю войну, имел награды.
В мирное время родители Лиды трудились на железной дороге: папа – путевым обходчиком, мама – рабочим (а в войну сплавляла лес).
Когда со строительством Иркутской ГЭС многие населённые пункты попали в зону затопления, семья стала искать новое место жительства. Рассматривали разные варианты и остановились на этом: рядом с Иркутском возводятся алюминиевый завод и посёлок – перспективы хорошие. Так в середине 1950-х Мериновы приехали в будущий город металлургов.
Родителей с удовольствием приняли на работу на местном участке железной дороги. Семье выделили участок земли, на котором все дружно садили картошку, а вскоре Мериновы заехали в новенький двухподъездный дом.
Шелехов в те годы – огромная строительная площадка, повсюду котлованы, вырастающие день за днём здания, спешащая во все стороны техника, всё кипит, бурлит… Лида – молодая девушка. За какую работу ей взяться? Выбирать не приходилось. Отправили её в подручные к печнику. И Лида училась класть печи в жилых домах (это сейчас городские квартиры отапливаются батареями и электроприборами, а в ту пору, если хочешь, чтобы было тепло, топи печь). Когда же строили пионерский лагерь в Олхе, сама таскала воду из реки, чтобы замесить глину для кладки.
>>> КСТАТИ
За период с 1972 по 1982 год в Шелехове также были сданы в эксплуатацию 64 жилых дома, Дом Советов, спортзал и Дворец культуры «Металлург», профилакторий с одноимённым названием, пять детских садов, школа № 4 и ПТУ-20, четыре магазина, две столовые, корпус детской поликлиники, здания библиотеки, автостанции, аптеки и комбината бытового обслуживания.
(По материалам книги А. Наумова «Шелехов: с чего начинался город») <<<
Спустя время Лиду определили в бригаду отделочников. Постепенно набиралась она мастерства, благо наставники попадались грамотные, мудрые, учившие ответственному отношению к своему делу. Татьяна Феофановна Машукова говорила: «Настоящий маляр – хороший художник». А Алексей Петрович Моисеев всегда напоминал, что по рукам голову ценят. Лида слушала да запоминала важные уроки, выполняла задачи на совесть. Поэтому закономерно, что однажды ей доверили уже руководящую работу.

Бригада Блиновой держалась на хорошем счету, сдавала объекты только с высоким качеством. Почти полвека Лидия Ивановна трудилась для Шелехова, вместе со своими работниками преображая город. Награждена медалью ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве», орденом Трудового Красного Знамени. В 1981 году ей присвоено звание заслуженного строителя РСФСР.
С супругом Михаилом Ивановичем (к слову, до того, как пожениться, жили они в соседних подъездах того самого двухподъездного дома) вырастили троих дочерей. Сегодня рассказы о трудовом пути и заслугах Лидии Ивановны передаются уже её правнукам.
Ксения ПЕТРОВА
Фото из архива Лидии Блиновой и Максима Кисенкова