Беспилотники вместо табуреток
Гончарный круг с муфельной печью, робот-манипулятор, беспилотники и станок с числовым программным управлением… Нет, это не какая-нибудь мастерская или заводской цех, а кабинет труда в школе № 2. Здесь наряду с привычными инструментами и оборудованием учащиеся увлечённо осваивают современные технологии. В наступающем учебном году ребят ждут интересные новшества. Долгожданное приобретение точно впечатлит юные умы, ведь увидеть такую мощную штуку вне школьных стен можно разве что на производстве.
«Мы первые» – так называется проект, разработанный инициативной группой учителей: Александром Левицким (технология), Ольгой Хитевой (информатика), Юлией Преловской (физика), Натальей Дмитриевой (математика), Ларисой Харитоновой (химия), Натальей Мелкоступовой и Татьяной Черкашиной (начальные классы).
– Суть проекта в том, чтобы, используя современное оборудование и обновлённую учебную программу, помочь развить способности не только успешным и талантливым детям, а абсолютно всем ученикам школы. Такую возможность дают уроки технологии, в том числе интегрированные с уроками информатики, физики, химии, математики. Знания по этим предметам дети на практике применяют на трудах. Нашу идею поддержали директор Алёна Ивановна Кириндясова и завуч Ольга Анатольевна Сверкунова, началась реализация проекта, – рассказывает Александр Левицкий.
За счёт бюджетных средств были организованы рабочие места с компьютерами в кабинете труда, приобретены электронные конструкторы «Матрёшка», «Микроник» с элементами схемотехники и программирования. На средства из фондов классов и внебюджетных источников закупаются расходные материалы, необходимые в большом объёме. Здесь значимую помощь оказывают родители, с пониманием откликающиеся на потребности школы. Они знают, для чего и как используются материалы на занятиях. И, кстати, касается это не только расходников.
– Наш предмет – один из немногих, где мы не только не запрещаем детям пользоваться мобильными телефонами, но и просим родителей обеспечить достаточный баланс для выхода в интернет и установки необходимых приложений. Разумеется, под контролем учителя, – говорит Александр Анатольевич.
Например, ребята работают с программой «Лего Диджитал Дизайнер», которая представляет собой виртуальный конструктор. Создав в телефоне 3D-модель, скажем, дома или животного, школьник собирает её уже руками. Причём может даже сам изготовить детали в стиле «Лего»: для этого в кабинете труда есть формы для отливки элементов из гипса.
На «мальчишеских» уроках труда интересно и девочкам
Но конструкторами сейчас уже не удивишь, и проект замахнулся на вещь помасштабнее. В конце концов, название обязывает. Решили приобрести фрезерный станок с числовым программным управлением (ЧПУ). Затея недешёвая, поэтому школа подала заявку на грантовый конкурс, проводимый Центром социальных программ РУСАЛА. Поддержку проекту выразили депутаты районной и городской Дум, руководители образовательных учреждений Оксана Меновщикова (лицей) и Надежда Балышева (НШДС № 14), родители учащихся, неравнодушные жители Шелехова, а также представители местных отделений партий «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ. Однако грант школа не выиграла. Но истина известная: мир не без добрых людей.
В дело включился Иркутский алюминиевый завод, руководство которого проект оценило положительно. По решению директора Артёма Фоминых на приобретение ЧПУ-станка предприятие выделило 380 тысяч рублей. Организацию погрузо-разгрузочных работ взял на себя Денис Андреев, исполнительный секретарь Шелеховского отделения «Единой России». На этом этапе возникла загвоздка: станок-тяжеловес не вписывался в дверные проёмы. Чтобы разместить его в кабинете, пришлось демонтировать большое окно. И это, в общем-то, оказалось кстати. Старое деревянное окно требовало замены – вот и повод подвернулся. Установку нового пластикового профинансировал депутат областного Заксобрания Фёдор Саломатов, а его помощница Ксения Шадрина помогла оперативно решить технические вопросы.
Теперь в кабинете красуется новенький станок, появившийся у школы благодаря совместным усилиям многих людей. Специалисты уже произвели пусконаладку, но, пожалуй, самая ответственная задача – у педагога. Освоить работу на сложном оборудовании, чтобы потом обучить этому школьников, – дело не пяти минут и даже не нескольких часов. «Уже два месяца разбираюсь с ним», – улыбается Александр Анатольевич. Однако такие вызовы Левицкий, педагог старшего поколения, принимает с интересом. Когда в кабинете труда появились гончарный круг и муфельная печь (к слову, за счёт финансовой поддержки ЦСП РУСАЛА), он специально обучился гончарному делу в детской художественной школе. Так что осваивать новое ему не впервой. А как иначе давать знания детям, не развивая собственные компетенции?
Но вернёмся к станку. Вторая школа – единственное в области общеобразовательное учреждение, в котором есть промышленный фрезерный станок с ЧПУ, а он именно промышленный.
– У него много функций: режет, пилит, строгает, сверлит, шлифует. Один заменяет самые разные инструменты и оборудование. На нём можно изготавливать изделия и их элементы из дерева и металла, – объясняет Александр Анатольевич. – Задачу станок получает с компьютера через программу «Арткам», предназначенную для подобных станков с ЧПУ и позволяющую создавать пространственные 2D- и 3D-модели. Здесь важно соображать, как правильно задать программу, чтобы получить на выходе то, что ты хочешь.
Школьникам такое по силам. На уроках труда они пишут программы для того же робота-манипулятора (роботизированной руки) с функцией лазера.
– Даже двоечники сидят и делают расчёты. Если что-то идёт не так, ворчат, но ищут ошибку в программе и исправляют. Ты придумываешь что-то в своей голове, а потом воплощаешь в жизнь. Ребят это увлекает, – замечает Александр Анатольевич.
Кроме того, на обычных станках (токарных, столярных и прочих) не каждый ребёнок может работать: где-то нужна сила в руках, где-то высок риск получить травму. С новым станком, по словам педагога, в этом плане проще, хотя он и сложнее по своему устройству. ЧПУ-машина доступна и пятиклашкам, и девочкам (разделение на уроки труда для мальчиков и для девочек сегодня не такое строгое, школьницы запросто могут и шитью обучаться, и по желанию вместе с одноклассниками постигать мир механизмов, инструментов, микросхем). Возникает вопрос: переключившись в большей степени на интеллектуальное программирование, не разучатся ли дети работать руками? Александр Анатольевич отвечает однозначно:
– Не разучатся. Когда ребёнку нравится изделие, он готов совершенствовать его до блеска. На станке с ЧПУ изделия получаются аккуратными, ровными – ученик доволен результатом и с охотой уже своими ручками дорабатывает его, доводит до ума. И потом, делать табуретки на уроках труда – это прошлый век. Мир развивается стремительно – мы в школе должны давать знания и умения на перспективу.
А большие перспективы, например, у беспилотных летательных аппаратов, используемых в сфере транспорта, логистики, сельского хозяйства, в военной службе. Модуль, посвящённый изучению, управлению и конструированию БПЛА, уже включён в программу предмета «технология». С сентября учащиеся начнут осваивать новое направление. Беспилотники к встрече с ребятами готовы. Александр Анатольевич демонстрирует двух «птичек», приобретённых школой.
– Дети помладше будут учиться управлять ими, задавать определённый маршрут, изучать особенности полёта с учётом погодных условий. А с восьмого класса будем делать рамы для беспилотников. В этом как раз поможет ЧПУ-станок, потому что для рамы важна симметрия, иначе аппарат не полетит нормально. Мы также сможем делать аккумуляторы. В работе с беспилотниками ребятам понадобятся знания по физике, химии – вот и интеграция предметных областей.
Новшества требуют от учителей профессиональной переподготовки. Её на бюджетной основе предоставляет Институт развития образования Иркутской области, который организует курсы на базе Московского физико-технического института и других ведущих образовательных учреждений страны. В ИРО педагоги второй школы прошли курсы повышения квалификации по программе «Методики преподавания в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем».
– Особенно хочется отметить заведующего кафедры технологий, предпринимательства и методик их преподавания Елену Владимировну Рогалёву, – говорит Александр Анатольевич. – Она находится в непосредственном контакте с учителями технологии из образовательных организаций нашего региона, учитывает их мнения и потребности по части методического сопровождения.
Взаимодействует школа с Иркутским национальным исследовательским техническим университетом. В минувшем учебном году руководитель минералогического музея ИрНИТУ Полина Логинова с коллегами провела для учеников мастер-классы по выращиванию кристаллов, и свои разработки ребята представили на научно-практической конференции. Сотрудничество с вузом планируется продолжить в области изготовления беспилотников.
В общем, современные уроки труда – широкое поле для самореализации школьников. Здесь и наука, и творчество, и эксперименты. Кому-то, возможно, эти уроки помогут определиться с выбором будущей профессии.
Ксения ПЕТРОВА
Фото автора и Александра Левицкого