В ПОГОНЕ ЗА БЕЛЫМ ТИГРОМ

Стальные нервы, выносливость, полная уверенность в себе и в штурмане. Только так можно выдержать экстремальное путешествие, где каждый километр непредсказуем и неожиданные повороты порой кардинально меняют расстановку сил…
Легендарное международное ралли «Шёлковый путь» стало главным спортивным событием лета в Иркутской области. Увидеть уникальные соревнования смогли и жители Шелеховского района.

ПОЛОСАТЫЕ В ГОРОДЕ
Напомним, «Silk Way Rally» – одна из культовых гонок на планете наряду с южноамериканской «Дакар» и марафоном «Africa Eco Race» на Чёрном континенте, которая проводится с 2009 года по местам исторического Великого шёлкового пути. В этот раз маршрут ралли охватил территорию трёх стран – России, Монголии, Китая. И впервые состязания мирового уровня принимала Иркутская область. 4 июля в столицу региона прибыли спортсмены, и на время центр города превратился в огромный автопарк. Все желающие могли посмотреть самые навороченные транспортные средства, способные преодолевать практически любое бездорожье, а также наблюдать, как идёт подготовка экипажей к состязаниям. Яркой приметой этих дней стали… люди в полосатых футболках, встречавшиеся на улицах, куда ни глянь. Среди них – организаторы, участники, обслуживающий персонал мероприятия, пресса и просто поклонники ралли. Почему в полосатых? Потому что символом «Шёлкового пути» является белый тигр. Крупнейший из хищников обитает и в России, и в Китае, где считается священным животным. Согласно китайской мифологии, этот величественный зверь воплощает собой отвагу, сильный дух и защищает от угроз. Так что благородный тигр призван вдохновлять спортсменов на победы и оберегать их на протяжении всей гонки.
Согласно регламенту экипажи проходят административные и технические проверки, в процессе которых специалисты детально оценивают состояние железных коней. Также проводятся пресс-конференция и большой брифинг участников. Кстати, некоторые из них успели побывать на Байкале. По традиции накануне соревнований зрителям предоставляется возможность увидеть всех гонщиков на торжественной церемонии открытия ралли. Вечером 6 июля на площади Графа Сперанского собрались спортсмены из 36 стран, через специальную стартовую арку под восторженные аплодисменты публики проехали 97 экипажей на внедорожниках, багги, грузовиках и – впервые в истории марафона – на мотоциклах и квадроциклах. Эффектные, впечатляющие своей красотой и мощью, спустя несколько часов они окажутся в экстремальных условиях, где успех на трассе будет зависеть не только от опыта команды, но и от банального везения.

УКРОТИТЬ ТАЙГУ
Первый скоростной участок «Шёлкового пути», который гонщики преодолевали на время, протянулся от посёлка Новоодинск Ангарского района до деревни Баушево в Шелеховском. Всего каких-нибудь 50 километров – самый короткий отрезок трансконтинентального маршрута, тогда как протяжённость остальных этапов составляет от 200 до почти 500 километров. Но это испытание оказалось задачей не из простых: трасса преподнесла участникам свои сюрпризы. Не зря на пресс-конференции китайский пилот со стажем Хан Вей заметил: «В России самым непредсказуемым фактором остаётся погода». Как в воду глядел. После стоявшей несколько дней жары в ночь перед стартом прошёл сильный дождь, и дорога, проезд по которой мог бы стать лёгкой разминкой, представляла собой сплошное грязное месиво. Видавшие виды спортсмены, добравшиеся до финиша у Баушево, где их уже с нетерпением ждали сотни зрителей, охотно делились впечатлениями от заезда по сибирской тайге. Первыми покорять спецучасток отправились дебютанты «Шёлкового пути – 2019» – мотоциклисты и квадроциклисты. В этом зачёте особое внимание было приковано к нашим гонщикам – Анастасии Нифонтовой и Александру Максимову. – Столько народу болеет – фантастика! – не сдерживая эмоций, едва отдышавшись, говорит Анастасия. – Такая поддержка очень помогает. Трасса довольно скользкая, много камней, которые под грязью не заметны, поэтому я ехала аккуратно, тем более что моя резина рассчитана больше на песчаные поверхности, сухой грунт.
Анастасия Нифонтова – мастер спорта международного класса, единственная россиянка, дважды выступавшая и успешно финишировавшая в марафоне «Дакар», в том числе как вице-чемпионка среди женщин. Причём спортсменка участвовала в так называемом заезде одиночек, самом сложном, когда гонщик проходит маршрут самостоятельно, без технического сопровождения. Иными словами, обслуживает свой мотоцикл и решает все возникающие проблемы только сам. Так что Нифонтова – девушка смелая и отчаянная. А на вопрос журналистов, не страшно ли было наткнуться в лесу на медведя, ответила с юмором: – Лайя Санс (испанская гонщица. – Прим. авт.) спрашивала меня, что делать, если встретишь медведя. Я ей говорю: твоя Испания с моей Москвой ближе, чем Москва с тайгой, поэтому я, как и ты, не знаю, как общаться с медведями! Но думаю, они умные животные и, услышав весь этот шум, уйдут от греха подальше.
А вот у Александра Максимова, действующего чемпиона мира 2018 года, была проблема посерьёзнее: на старте он потерял ключ зажигания от квадроцикла – механику в срочном порядке пришлось сделать новый из подручного куска железа. Ничего, выкрутились. Этот ключ Александр передал музею спортивной славы Шелехова. Кстати, здесь теперь есть отдельная коллекция экспонатов с «Шёлкового пути», среди которых наибольшую ценность представляет книга с автографами именитых пилотов. Участники марафона – призёры и победители крупнейших ралли-рейдов мира, перечисление одних только титулов заняло бы целую газетную полосу, а то и больше.
Сам руководитель проекта «Silk Way Rally» Владимир Чагин – один из известнейших гонщиков планеты. На финише он вместе со второй по значимости фигурой проекта Фредериком Лекиеном встречал экипажи, общался с пилотами. Между тем, пока польские квадроциклисты Аркадиуш Линднер и Рафал Соник, конкуренты нашего Максимова, рассказывали о прелестях утонувшей в грязи трассы, подошло время внедорожников…

БЕЗ КОЛЁС, НО С ОПТИМИЗМОМ
В состязании автомобилей главная борьба разворачивается между двумя признанными лидерами – Язидом Аль-Раджи из Саудовской Аравии, прошлогодним победителем ралли, и Нассером Аль-Аттия из Катара, трижды покорившим «Дакар». Оба – опытные спортсмены с внушительным списком достижений, отличающиеся, по словам Чагина, уникальной техникой пилотирования. И каждый из них намерен получить золотого тигра – главный трофей гонки. Ралли-марафон – соревнование, где участники стремятся если не стать призёрами, то улучшить свой результат или хотя бы просто добраться до финиша, что удаётся не всем. Но есть и те, для кого гонка – развлечение. Например, канадский тандем Дэвида Бенсадуна и Патрика Боле. – В ралли участвуем несколько лет, но мы не профессиональные гонщики и просто получаем удовольствие от происходящего, – признаётся Дэвид, из которого позитивный настрой так и бьёт ключом. – Дорога показалась вам сложной? – Ваша местность похожа на нашу в Канаде, поэтому существенной разницы мы не почувствовали. Но машина вязла в глине – это создавало трудности. А ещё в какой-то момент, сильно разогнавшись, мы не увидели овраг. И когда летели с него, было очень страшно. – А что насчёт вероятности повстречать медведя? (Эта тема у спортсменов оказалась популярной). – Да я сам больше, чем медведь, поэтому у меня с ним не будет проблем! – смеётся Дэвид. – Не возникало желания бросить гонки? – Разве что когда стану совсем седым, и то не факт! Если для одних заезд прошёл благополучно, то для других обернулся первыми авариями. Так, китайский экипаж пробил заднее колесо, от которого остался диск с болтающимися на нём кусками резины. Но это ещё что. Багги Остина Джонса и Келлона Уолча из США тоже приехал без колеса, правда, ситуация оказалась куда экстремальнее. Примерно через четыре километра после старта экипаж, пытаясь обогнать соперника, на скорости зацепил огромный пень, в результате оторвалась передняя левая подвеска, а багги перевернулся несколько раз. К счастью, спортсмены не пострадали. Чтобы всё-таки пройти спецучасток, одному из гонщиков пришлось забраться на автомобиль сверху для баланса – так и ехали почти всю дистанцию. Но парни не унывали: – Всё нормально! Починим автомобиль и продолжим гонку.

Пожалуй, самыми долгожданными участниками для зрителей были экипажи команды «КАМАЗ-мастер», их встречали бурными овациями и свистом. Пилоты «Синей армады» 16 раз становились победителями «Дакара» и показывали лучшее время во всех гонках «Шёлкового пути», это одни из лидеров мирового рейтинга автомобильных команд. На них в зачёте грузовиков российские болельщики, конечно же, делают главную ставку. Хотя белорусская «МАЗ-спорт авто» может запросто потеснить наших гонщиков на маршруте. Казалось бы, монстры, подобные «КАМАЗам», должны легко одолеть короткий спецучасток – ну подумаешь, после дождя размыло. Но и им этот 50-километровый отрезок дался трудно. – Я был в напряжении, – делится впечатлениями Андрей Каргинов. – По грязи многотонную машину сильно таскает, управлять ею тяжело, да ещё и трасса узкая, местами вынуждены были пробивать дорогу сквозь ветки деревьев и кусты. Судя по сегодняшнему старту, гонка будет очень интересной. И весьма непредсказуемой. Результаты прошедших на данный момент шести этапов показывают: лидеры в своих зачётах меняются едва ли не каждый день, а кто-то из участников и вовсе сходит с дистанции. Кто же первым догонит белого тигра – узнаем уже 16 июля, когда в китайском городе Дуньхуан завершится масштабная гонка «Шёлковый путь».

РАЛЛИ В ЦИФРАХ 3 пересекаемые страны (Россия, Монголия, Китай). 5003,5 км пути, из них свыше 2588 км – спецучастки. 10 этапов по сибирской тайге, монгольским степям и пустыне Гоби, 5 из них – труднопроходимые песчаные участки. 36 стран, представленных участниками. 97 спортивных экипажей. 188 представителей ведущих международных и российских СМИ. 55 крупнейших мировых вещателей в 196 странах.

ТРАССА ОБАЛДЕННАЯ! Участники ралли о первом скоростном участке, проходившем через Ангарский и Шелеховский районы. Андрей Рудской, Евгений Загороднюк (команда «NG-ENERGO», внедорожники): «Это не лужи, а озёра – воды по пояс! Залили двигатель, кое-как догребли до финиша. К сожалению, не получилось показать тот темп, который можем держать. Но начало отличное: грязь, камни. Молодцы организаторы!» Богдан Булычев, Алексей Кузьмич (команда «LAND CRUISER RUSSIA TEAM», внедорожники): «Дорога скользкая, с опасными колеями, острыми камнями, на которых есть риск порвать колёса. Но природа здесь очень красивая» Михаил Шкляев, Александр Лагута (команда «GAZ RAID SPORT», грузовики): «Трасса обалденная! Красиво и пахнет лесом» Выноска 3

«МЫ С ВАМИ!» Международное ралли стартовало в дни, когда на Иркутскую область обрушилась стихия. Большая команда «Шёлкового пути» не осталась в стороне от чрезвычайной ситуации: организаторы и участники гонки собрали денежные средства и направили суточный дневной рацион питания в поддержку жителей районов, пострадавших от паводка, а также выделили грузовой транспорт для доставки гуманитарной помощи в зону бедствия.


Ксения ГОРБУНОВА
Фото автора, Марии Юронас и из группы vk.com/silkwayrally