ДЕНИС КОЛПАКОВ: МОТОСПОРТ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

Сначала он ездил на простеньком скутере, на пару с отцом ковырялся в гараже с советскими мотоциклами. Став старше, пересел на серьёзную японскую технику и, насмотревшись на профессиональных пилотов, пробовал сделать это – на крутом вираже коснуться коленкой асфальта. А прошлым летом Денис Колпаков успешно дебютировал в чемпионате России по шоссейно-кольцевым мотогонкам. И мы пообещали вам приоткрыть дверь в мир скорости и драйва. Ну что, поехали!

НЕ ЖАЛЕЯ КОЛЕНОК
С Денисом мы встретились в последний день праздничных каникул, перед его возвращением в Москву. В Новый год он навещает родных в Иркутской области. Отсюда и растут ноги – или, правильнее сказать, колёса – этой истории.
Родился Денис в Шелехове, спустя время семья переехала в Куйтунский район.
– Родители ездили по делам на мотоцикле и брали меня с собой, так что на железного коня я впервые сел года в три. А когда мне было лет 10, мы с отцом купили сломанный скутер, привели его в порядок – с этого момента я ездил сам. Дальше пошли советские мотоциклы, которые мы собирали в гараже. Помню, всё лето руки в масле, порой не ты приезжал на мотике, а он на тебе – приходилось прикатывать его. Взрослые думали, что это мальчишеское увлечение, которое пройдёт.
Не прошло. Уже в Иркутске, получая специальность «Государственное и муниципальное управление» в Байкальском государственном университете, Денис осваивал более мощную технику, заинтересовался мотоспортом – читал литературу по теме, смотрел видео.

– Мы с друзьями собирались на острове Юность, на площадке, где тогда катались дрифтеры. У нас была мечта научиться задевать коленкой асфальт, как это делают пилоты на гонках. Мы, конечно, падали, но худо-бедно что-то получалось.

Парень между тем задумывался: а что дальше? Мотоспорт в нашем регионе не развит – нет условий ни для проведения соревнований, ни для организации тренировочного процесса. Ближайшая специализированная трасса – «Красное кольцо» в Красноярском крае. А дороги общего пользования – не место для реализации гоночных амбиций. Это принципиальная позиция Дениса. Он, к слову, вне спортивного трека сам предпочитает передвигаться на общественном транспорте.
В общем, прикинув, что им с двухколёсным другом здесь делать нечего, Денис рванул в Москву. К столичному ритму жизни адаптировался быстро, устроился на работу, начал тренироваться на местных картодромах, куда в отличие, например, от того же Иркутска мотоциклистам вход открыт. Познакомился с другими гонщиками.
– Одним из первых был Дима Мешалкин, ставший моим другом, – рассказывает Денис. – Ребята делились своим опытом, давали советы. И предложили попробовать себя в любительском чемпионате XBikes для новичков. От профессиональных соревнований он отличается минимальными требованиями. Здесь можно участвовать на обычном мотоцикле, только необходимо заклеить скотчем фары в целях безопасности, не нужно менять резину на гоночную…
– Похоже, в устройстве спортивного мотоцикла много нюансов…
– Да. Например, у него отсутствуют бьющиеся элементы – зеркала, фары. Вместо антифриза используется вода: если при падении гонщика антифриз разольётся, то создаст опасность скольжения на полотне. В бензобаке обязательно должна быть специальная губка, которая предотвращает утечку топлива в случае, если бак откроется или будет повреждён. Есть защита цепи – чтобы руки, ноги не попали в неё. Также есть гарда – устройство, защищающее рычаг тормоза от нажатия, это необходимо для избежания столкновений, когда на старте пелотон двигается очень плотно и гонщики касаются друг друга.
Свои тонкости и в классификации мотоциклов. В основном они делятся по кубатуре: 400, 600 кубов, литровые. Кроме того, на соревнованиях выделяют классы в зависимости от уровня подготовки техники: Stoсk Open, SuperStock, Superbike… Но мы не будем забивать вам этим голову. Решите сесть на гоночный мотоцикл – во всём разберётесь.
Денис ездит на «Yamaha R6» – это самый распространённый мотоцикл в российских гоночных сериях. На нём наш спортсмен и дебютировал в прошлом году на чемпионате страны по шоссейно-кольцевым гонкам (Russian Superbike Championship – RSBK). На сегодняшний день это наиболее престижные профессиональные состязания мотогонщиков в России. В своём классе – SuperStock 600 – конкурируя с весьма сильными участниками, в том числе с пилотами из команды «Yakhnich Motorsport», известной на мировом уровне, Денис стал бронзовым призёром.

250 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС – ЭТО НЕБЫСТРО
– С чего начинаются соревнования?
– Сначала медкомиссия, технический контроль, затем мы выезжаем на трек для практики – проверить, как работает техника. Потом проходят квалификационные заезды, чтобы расставить пилотов на стартовой решётке, и сама гонка.
На RSBK-2018 Денис выступал в составе команды Wild Wasps Racing Team («Дикие осы»). В профессиональных командах есть свои механики, телеметристы, люди, занимающиеся административными вопросами.
– А пилот должен разбираться в технике или всё, что от него требуется, – просто ехать быстро?

– Самому крутить гайки не обязательно, но понимать устройство мотоцикла, как он работает, нужно.

– Кстати, на каких скоростях ездят гонщики?
– Например, на «прямике» (прямой отрезок пути. – Прим. авт.) на автодроме «Moscow Raceway», где проходили этапы чемпионата, моя скорость, по данным телеметрии, составляла около 239 километров в час. Это считается не очень быстро.
– Не очень быстро?!
– На казанском автодроме «Kazan Ring Canyon», самой скоростной трассе в России, «шестисотки» (600-кубовые мотоциклы. – Прим. авт.) разгоняются до 250 километров в час, а литровые преодолевают порог в 300.
– Наверное, очень сложно управлять мотоциклом на таких скоростях?
– Это физически тяжёлый спорт, пилоты испытывают сильные перегрузки. Представьте, вы одеты в плотный комбинезон, шлем – это дополнительный вес. Гонки нередко проходят в жаркую погоду, отчего трек просто раскаляется. Спортсмен должен следить за дыханием: если дышишь неправильно, сжигается кислород в мышцах. У меня такое было по неопытности на чемпионате XBikes, в результате просто обмяк на мотоцикле и с большим трудом ехал последние три круга. Кроме того, пилот должен грамотно распределять свой вес на мотоцикле, потому что это влияет на качество прохождения трассы. Кстати, большая мышечная масса у спортсмена не приветствуется.
– А гонщики сидят на диетах?
– Каких-то специальных диет нет. Я просто стараюсь правильно питаться, регулярно тренируюсь. Топовый пилот Сергей Крапухин, например, вообще сыроед, не употребляет мясо.
– Помимо того, что гонщику необходимо поддерживать хорошую физическую форму, какими умениями он должен обладать?
– Он должен уметь думать: разрабатывать стратегию ведения гонки, анализировать ситуацию на треке, настраивать геометрию мотоцикла – положение рулевой колонки, подвески. Можно, скажем, настроить очень эффективное торможение, когда до последнего мотоцикл не переворачивается вперёд. Но тогда при ускорении он будет раньше приподниматься назад и в повороте будет более «ленивым». Поэтому нужно найти баланс.
– Мотогонки – опасный спорт?

– Он не так опасен, как кажется. Одно дело упасть на оживлённой дороге в городе, где запросто попадёшь кому-нибудь под колёса, улетишь в столб. И другое дело – в экипировке на подготовленной трассе, где дежурят врачи и маршалы – специальные люди, следящие за безопасностью. К тому же чем опытнее становишься, тем меньше падаешь. Есть, правда, так называемые глупые падения.

– То есть?
– Ну, выехал на трек, отвлёкся – упал. А самые глупые – по вине механиков, когда они, допустим, не нагрели колёса перед стартом, когда меняли колодки и забыли что-нибудь прикрутить. В основном же падения происходят, когда мотоцикл теряет контакт с полотном, чаще всего это случается в поворотах, где очень большой угол наклона…
– И пилот задевает коленкой асфальт.
– Не только коленкой. Профессиональные гонщики могут свешиваться так низко, что касаются трассы локтем и плечом.
– Пилот же по сути лежит!
– Это возможно благодаря гоночной резине. Такие большие наклоны нужны для более быстрого прохождения поворота, но требуют от гонщика отсутствия всяких лишних движений, которые вносят нестабильность в конструкцию «пилот – мотоцикл».
– Какие трюки есть в арсенале гонщиков?
– Часто после финиша проезжают на заднем колесе или могут, что называется, пожечь резину. Зрителям это нравится. В мировой практике есть обычай, когда пилот, если он явный лидер и идёт с большим отрывом от соперников, финиширует на заднем колесе, демонстрируя своё превосходство. Правда, история знает и случаи падений гонщиков в такие моменты торжества. Есть ещё очень сложный элемент – скольжение в повороте, или слайдинг, когда пилот разворачивает мотоцикл поперёк движения и скользит боком. У нас в России по пальцам руки можно пересчитать людей, которые способны выполнять это.

О КРАСОТЕ НА СКОРОСТИ, СУЕВЕРИЯХ И ОТНОШЕНИЯХ С МОТОЦИКЛОМ
Вообще, замечает Денис, шоу – часть мотоспорта. Гонки – это всегда яркое зрелище, и пилотам, чтоб вы знали, не чужда тяга к красоте. У каждой команды есть свой фирменный стиль, дизайн экипировки, оформления боксов. Спортсмены соперничают не только в скорости, но и в том, у кого мотоцикл и форма ярче.
– У меня два комплекта облицовки: тренировочный из чёрного пластика и парадный для гонок – жёлто-синего цвета, – говорит Денис.
Непременный атрибут любых гонок – grid girls. Да, это те самые эффектные девушки, которые сопровождают пилотов на старте и церемонии награждения, держат над ними зонтики от зноя или дождя и просто украшают своим присутствием соревнования.
– После гонки мы выставляем свою технику, чтобы все желающие могли ближе её рассмотреть и даже посидеть на мотоцикле, сфотографироваться, – продолжает Денис. – Мы также приглашаем зрителей заглянуть к нам в бокс. Интерес публики надо поддерживать, тем более что пока мотогонки в России не собирают такую огромную аудиторию, как на соревнованиях мирового уровня.
– Мотогонщики следуют каким-нибудь приметам?
– Пилоты, мне кажется, суеверные люди. Например, легендарный итальянский гонщик Валентино Росси, девятикратный чемпион мира по шоссейно-кольцевым гонкам, придерживается такого обычая. Когда он начинал ездить, у него была экипировка на размер меньше, и перед гонками он садился на корточки перед мотоциклом, брался за подножку и растягивал таким образом комбинезон. Сейчас, когда в этом нет необходимости, он по-прежнему так делает. А испанский пилот Хорхе Лоренсо на стартовую решётку всегда выезжает в наушниках – слушает определённый трек.
– А вы чем приманиваете удачу?

– Я в приметы не верю. За несколько минут до гонки просто надеваю беруши, чтобы ничего не слышать, сосредотачиваюсь, вспоминаю трассу, прокручиваю в голове стратегию.

– Для пилотов мотоцикл – это лишь спортинвентарь или, если можно так сказать, друг, товарищ?
– Гонщикам не свойственно щепетильное отношение к технике, хороший пилот думает о результате. А вот у новичков ещё есть привязанность к мотоциклу, это видно, когда они только начинают выезжать на трек – переживают, что мотоцикл упадёт, поцарапается.
Надо заметить, что мотоспорт – недешёвое увлечение. Причём самая большая статья расходов – резина. За один тренировочный день может уходить по два комплекта. Денису пары шин хватает в среднем на один гоночный день и один-два дня тренировок. В нашей стране далеко не все топовые-то пилоты могут позволить себе постоянно тренироваться на новой резине. Таковы российские реалии: мотоспорт затратен, не выгоден как бизнес и профессия, тогда как в мире гонщики и их команды весьма неплохо на нём зарабатывают и он становится их основной деятельностью.
– Вы сказали, что в обыденной жизни на мотоцикле не ездите.
– До того, как увлёкся спортом, всегда передвигался на железном коне, много путешествовал по России, в том числе по Байкалу, Бурятии, Золотому Кольцу, Крыму. Даже ездил с друзьями в Хорватию: от Иркутска до Европы добирались недели три. А теперь просто кататься по улице уже неинтересно, так что пользуюсь общественным транспортом, а потребность в скорости и адреналине реализую на гоночном треке.
Сейчас Денис вместе со своей новой командой «YP-racing» («Yellow Penguins» – «Жёлтые пингвины») готовится к новому сезону RSBK. В этом году соревнования пройдут на традиционных трассах в Московской и Нижегородской областях, а также на новых треках в Ленинградской области, Чеченской республике, Казани. Стартуют гонки уже в мае. Желаем Денису новых достижений и будем следить за его спортивными успехами!

БЛИЦ-ОПРОС
Мотоспорт для вас – это…
Образ жизни.
Увлечение гонками влияет на характер и мировоззрение?
Думаю, да. Я стал спокойнее и проще относиться к жизни и к возникающим трудностям.
Ваши кумиры?
Из российских пилотов – Владимир Леонов, самый быстрый гонщик в нашей стране. На мировой арене – испанский спортсмен Хорхе Лоренсо.
Самый распространённый стереотип о мотогонщиках.
Нас считают сумасшедшими!
Ваш совет начинающим спортсменам.
Не бояться, что что-то не получится.

Ксения ГОРБУНОВА
Фото из архива Дениса Колпакова

ТАКИЕ НРАВЫ
Согласно регламенту гонок, пилотам запрещено, например, нецензурно выражаться и ходить по треку с обнажённым торсом. За нарушение правил предусмотрены санкции.

ДАТЬ УГЛА
На профессиональном языке мотогонщиков это означает «сильно наклонить мотоцикл». Пилоты высокого уровня при этом могут касаться асфальта не только коленкой, но и локтем и даже плечом.