Добро пожаловать в «Катальню»!


20 июля 2024 года


Есть у нас в городе народ такой: «катальцами» зовут. Хлебом их не корми, только велики дай да маршруты позаковыристее. По асфальту тоже ездят, но вот по лесу, полюшку или берегу живописному, а то и по бездорожью суровому куда милее. Где их только не носит. Сидеть на месте, в общем, не умеют. Живут километрами, а не квадратными метрами. Знакомьтесь: шелеховская «Катальня»! Кто это и зачем им железные кони, рассказывает создатель сообщества велолюбителей Юрий Кошкин. Ну, погнали!

 

– Какой у тебя велостаж?

– С детства. Сначала трёхколёсный «Малыш», потом от «Школьника» до «Урала». К катанию вернулся в 2017 году, после долгого перерыва. Решил, что велосипед – это всё-таки здорово, позволяет экономить время и для здоровья полезно. А в 2018-м познакомился с замечательными ребятами из иркутской «Катальни». В интернете увидел фотографии классные: красивые места, много людей на велосипедах. Одному кататься тоже хорошо: отвлекаешься от внешнего мира, погружаешься в себя, это даёт эмоциональную разгрузку. Но в одиночку я объездил почти весь Шелеховский район. Думаю, надо с ребятами прокатиться: может, что-то интересное предложат. Действительно, не пожалел.

– И что же тебе предложили?

– Первая катка была по маршруту микрорайон Зелёный – Плишкинский тракт через лес. Судя по описанию, ехать недолго, максимум в полночь буду дома. На работу вставать полшестого утра, вполне успею отоспаться. На деле же получилось что-то с чем-то! До Иркутска добрался своим ходом…

– На велике?

– Да. Электрички не люблю. У Александра III встретились с ребятами, познакомились. Доехали до Зелёного. Дальше по лесной дороге. Но буквально километра через три дорога закончилась. Уже стемнело, в телефоне села батарея. Идём с велосипедами в траве по грудь. Ни тропинки, ничего – просто наугад. Ёлки-палки, час ночи, мы неизвестно где, я даже не смогу предупредить начальство, что опоздаю. Но интуиция не подвела – дорогу всё-таки нашли, выбрались на Плишкинский тракт, двинули обратно в Иркутск. Дома я оказался за полчаса до подъёма. Попил кофе – и на работу. С тех пор ещё больше полюбил велосипед (смеётся).

– Эта история подтолкнула к тому, чтобы создать в Шелехове своё объединение велолюбителей?

– Год я катался с иркутянами и подумал: в нашем городе много велосипедистов и места вокруг красивые – почему бы не организовать такое же велосообщество? Написал пост в соцсетях, в одной из шелеховских групп, с предложением для желающих вместе куда-нибудь прокатиться. Собралось нас таких… трое. Откликнулся, в том числе, Владислав Мостепан, он тоже стоял у истоков создания шелеховской «Катальни». Хоть и заядлый походник, по-прежнему катается с нами.

Потом я создал отдельную группу в «Контакте», Телеграм-чат. Постепенно стали присоединяться люди. Мы растём, появляются новые участники. Недавно о нас даже сюжет на местном телеканале сняли.

У «Катальни» свой флаг, стилизованный под флаг Шелеховского района, его нам подарили друзья-иркутяне. Есть логотип, собственный мерч (продукция с символикой коллектива. – Прим. авт.) и уже первые партнёры. Они предоставляют нам свои услуги со скидкой, мы, соответственно, делаем им рекламу. И всем хорошо. Будем рады новым партнёрам.

– Шелеховские «катальцы» – кто они?

– Люди разных возрастов и профессий. И женщины, и мужчины, последних примерно чуть больше половины. Коллектив у нас дружный, всегда приходим друг другу на выручку. Есть пары, которые познакомились и счастливы вместе благодаря нашему сообществу. Наш девиз: «Всегда. Везде. Вместе».

– Вот расскажи, как и где вы проводите время?

– У нас проходят разные мероприятия. Из традиционных, например, «Вело-Выдрино», «Вело-Аршан». Особо отчаянные ездят до Аршана своим ходом из Иркутска и Ангарска. Я в позапрошлом году тоже так сделал. Из Шелехова на обычном горнике – российском «Форварде». (Пауза, смеётся) Было здорово, но повторять эту ошибку не стану. Поехал по глупости неподготовленный, нераскатанный, с тяжёлым велосипедом. Двести с лишним километров. До границы с Бурятией добрался более-менее, на оставшихся двух перевалах было трудно подниматься в гору. Время в движении, без учёта остановок, составило 13 часов 50 минут. Если уж ехать, то от станции Поворот.

Ежегодно проходят «Велосветлячки». Вешаем на себя побольше светящихся и светоотражающих элементов и едем. Заезд приурочен к акции «Час Земли» (международная экологическая акция, когда участникам предлагается на один час выключить свет в зданиях и помещениях. – Прим. авт.). Плюс таким образом мы напоминаем велосипедистам, что их должно быть видно на дороге и днём, и ночью – это вопрос безопасности.

– Кстати, что насчёт безопасности?

– Перед катками – инструктаж. О правилах дорожного движения говорим всегда. Популярно объясняем, как нужно вести себя на дороге. Напоминаем про экипировку, особенно про велошлем. Конечно, если человек приедет без защиты, его не выгонят, но он должен понимать, каким рискам подвергает себя. От падений не застрахованы даже опытные велосипедисты. Чуть неправильно повернул, затормозил – и слетел. Ребята показывали фотографии с лопнувшими при падении шлемами. Не было бы шлема – лопнула бы голова. Экипировка нередко спасает здоровье и жизнь.

На длинных дистанциях, сложных маршрутах используем радиостанции, они есть у направляющего, замыкающего и у кого-нибудь в середине колонны. Если кто-то поломался, сразу сообщаем. Останавливаемся, ремонтируемся, ждём всех. Привалы делаем и просто для отдыха, перекуса. Когда все в сборе и в порядке, велосипеды проверены – продолжаем движение. Автомобилисты, когда видят нас, приветствуют: сигналят, машут руками.

– Экстремальные ситуации в пути случались?

– Понятие «экстремальный» у всех разное. Для кого-то проехать 20 километров или там, где воды по пояс, грязи по колено, – это уже экстрим. Таких ситуаций, чтобы прямо опасных, не было.

– Детям с вами можно?

– По городу и в его окрестностях – да, но в сопровождении родителей или кого-то из взрослых. На большие маршруты несовершеннолетних не берём, велика ответственность.

– Давай вернёмся к «Велосветлячкам». Куда вы такие сияющие едете?

– Обычно по городу. В этом году маршрут решили изменить и не прогадали. Получилось круто. От Шелехова до Большого Луга и назад. Но мы с товарищем доехали из посёлка до Смоленщины, оттуда в Баклаши и потом домой. 63 километра 800 метров за 4 часа 25 минут.

– Я уже поняла: коротких путей ты не ищешь…

– Бывает, по 100–120 километров катаю.

– Какие ещё маршруты в вашем арсенале?

– Олхинские скальники. Осенью – КБЖД, от станции Переезд до Чёртовой горы либо до Слюдянки. Замечательные места. А когда у нас на Байкале было некрасиво? Стараемся придумывать новые маршруты, хотя для тех, кто катается давно и много, это проблематично. С удовольствием знакомим с наезженными маршрутами новичков.

– У тебя есть самое любимое место или направление?

– Да. Офигенный трек от Пионерска до Максимовщины. Я люблю ездить по лесу, по грунтам. Там хорошие грунты. Отличный маршрут, сложный, но красивый. Оттуда открывается прекрасный вид на Шелехов. Пожалуй, единственный минус – резкий перепад высот.

– А где ещё не ступало твоё колесо, но хотелось бы?

– Есть желание проехать вдоль железной дороги от Большого Луга до станции Поворот, там выйти на трассу. По Култукскому серпантину спуститься вниз, купить омуля, отдохнуть на берегу и вернуться домой. Планирую давно, осталось собрать компанию.

>>> СЛОВАРИК «КАТАЛЬЦА»

Лоси – физически и морально сильные, быстрые и выносливые «катальцы».

Матрасить – ездить медленно, легко.

Кавказ – пляж за Максимовщиной.

Му – Марьин утёс.

США – соединительная дорога Шелехов – Ангарск.

Савелий – несуществующий тип, который есть везде, творит странные дела и развлекает всю «Катальню». <<<

>>> «Катальцы» не только катаются. Они ещё вместе ходят в кино, походы. А нынешним летом впервые совершили сплав по Иркуту от Шаманки до Баклашей. Коротко о том, как это было:

«Восемь часов в пути на различных плавсредствах, купание в реке и пикник на одном из песчаных пляжей. Прекрасный день с прекрасными людьми». <<<

– Катаетесь сезонно или круглый год?

– В любое время года, в любую погоду. И зимой, и в дождь. Если правильно подготовить одежду и велосипед, никаких проблем не будет. Хоть минус 30 на улице.

– Приметы у «катальцев» имеются?

– Помыл велосипед – сейчас придумают такой маршрут, что лучше не мыть. Проще стряхнуть грязь, потому что её будет ещё больше.

>>> Из впечатлений о первомайских трейлах: «Красиво. Сложно. Грязно. Но мы довольны». <<<

– Вы ездите преимущественно за городом. Там, понятно, для вас раздолье, можно душу отвести. Что скажешь по поводу городской инфраструктуры?

– Это наболевший вопрос. В городе ни одной велодорожки, а велосипедистов с каждым годом всё больше. Мы вынуждены ездить по тротуарам и обочине автодорог. И получается, что мешаем и пешеходам, и автомобилистам.

Нет велопарковок у торговых точек, объектов общепита. Видел единственную у одного из кафе – на этом всё. В некоторых местах даже пристегнуть велосипед не к чему. А если бы владельцы объектов оборудовали такие парковки, это привлекло бы новых посетителей. Человеку гораздо удобнее припарковать велосипед, как положено, и спокойно зайти за покупками, а не думать о том, что сначала нужно занести велик домой и уже потом идти в магазин.

Велодорожки и велопарковки в Шелехове очень-очень нужны.

– Для тебя катание на велосипеде – увлечение или образ жизни?

– Раньше было увлечение, сейчас скорее образ жизни.

– Электрички ты не любишь. В машину тоже не сядешь?

– Одно другому не мешает. Знаю людей, которые на машине мусор «выносят». Серьёзно, едут до мусорки и обратно домой. Но при этом с огромным удовольствием катаются на велосипеде. Хотя бы потому, что на великах большой компанией гораздо интереснее. К тому же есть много красивых мест, куда на машине просто не добраться.

>>> НА ЗАМЕТКУ НОВИЧКАМ

Многие новички часто опасаются с нами катать, потому что боятся отстать или думают, что мы тут профессионалы какие-то и велосипед надо какой-то специальный. Развеем сомнения и страхи.

Велосипед. Для начала подойдёт любой исправный велосипед, а уже потом, как затянет, можно брать что-то интереснее или дорабатывать свой.

Велосипедист. Есть два типа людей:

  1. Физически активные, те, у кого работа подвижная. Иногда они ходят в походы, зимой, может, на лыжах. Да хотя бы просто не сидят на попе дома и на работе. Такие догоняют среднюю форму в течение месяца активного катания.
  2. Домоседы. Тут сложнее, так как главная проблема не отсутствие мышц и дыхалки, а отсутствие желания и убеждения, что велосипед, да и любая физическая нагрузка – это кайф. Потребуется больше времени, но, как только домосед почувствует вкус хороших каток, появится желание – и всё пойдёт как по маслу!

Мы любим пугать, говоря, что всех теряем и бросаем. На самом деле ждём всех. Особо сложные катки маркируем и заранее предупреждаем об этом. Если такого упоминания нет в анонсе мероприятия, значит, не всё так сложно!

Ваши «катальцы» <<<

>>> «ВЕЛОСРЕДЫ» И НЕ ТОЛЬКО

Если без велика тебе жизнь не мила, ты любишь природу, путешествия, душевные, весёлые компании или просто заскучал в будничной рутине, – то тебе сюда. «Катальня» ждёт!

Каждую среду в Шелехове проходят вечерние велопрогулки для всех желающих. Сбор с 19.00 до 19.30 в городском парке, на площади Победы.

Узнать подробнее о других маршрутах и мероприятиях можно в группе «Катальня Вело Шелехов» в соцсети «ВКонтакте» по ссылке: https://vk.com/katalniashelehov. <<<

Ксения ПЕТРОВА

Фото из архива «Катальни»