Духовное путешествие. В Посольском монастыре



Прошедшим летом педагоги школы № 2 посетили Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь в Республике Бурятия. В этой поездке им посчастливилось стать свидетелями удивительного события. О монастыре и впечатлениях от увиденного рассказывает Александр ЛЕВИЦКИЙ.

 

«МОЛОДЁЖЬ ПРАВОСЛАВНАЯ»

Пятнадцать лет назад энтузиастами администрации города был разработан и реализован проект «Молодёжь православная», благодаря которому молодые шелеховчане знакомились с историей и традициями православия, посещали иркутские храмы, соборы, монастыри. На экскурсиях они могли проникнуться особой атмосферой этих мест, поставить свечи, помолиться и приложиться к мощам святых.

География проекта не ограничилась областным центром. Дети и подростки совершили пять поездок в Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь, расположенный в Бурятии, на берегу озера Байкал. Здесь юные гости открывали для себя монастырский уклад и несли послушание: выполняли работу на огороде, трудились в трапезной, собирали грибы и ягоды для кухни, помогали изготавливать свечи. Если поездка совпадала с церковными праздниками, ребята также оказывали большую помощь во встрече паломников, а их приезжает сюда немало.

Реализация проекта, к сожалению, была завершена, хорошая идея стала незаслуженно забываться. Но педагоги школы № 2, вспомнив о ней, решили побывать в Посольском монастыре.

 

ВЕХИ ИСТОРИИ

История его очень интересна и уникальна. После убийства царских послов, которые под началом сына боярина из Тобольска Ерофея Заболоцкого в 1650 году направлялись к монгольскому Цысан-Хану с дипломатическим визитом, в эти места был отправлен казачий отряд под руководством енисейского боярина Петра Бекетова. Задачей отряда было строительство острожных крепостей и обращение в государственное подданство местных жителей. С подобными экспедициями Бекетов ходил в Якутию, Забайкалье и к Охотскому побережью.

В 1652 году крупнейший казачий отряд того времени высадился в заливе Прорва. Триста человек переплыли Байкал на тридцати суднах-дощаниках и заложили острожное поселение на реке Большая речка, которая раньше называлась Прорва. Весной 1653-го отряд Бекетова ушёл на восток, где основал город Читу и несколько острогов, в результате чего Забайкалье стало территорией России.

Место захоронения послов в 1675 году посетил первый российский посол в Китае Николай Гаврилович Спафарий (Милеску).

В 1681-м на восточном берегу Байкала основана заимка для двенадцати монахов Темниковского монастыря с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием (современники предполагают, что название «Темниковский» произошло от одноимённого города Темникова в Мордовии, где Феодосий строил Сретенскую Санкасарскую пустынь). По велению царя Фёдора Алексеевича и с благословения патриарха Иоакима эти богослужители отправились из Москвы в Бурятию с целью духовного просвещения бурят, тунгусов и монголов.

Деньги на строительство монастыря пожертвовал купец Григорий Афанасьевич Осколков, основатель русской миссии в Пекине. При возвращении из Китая он умер в степях Монголии и был похоронен в Посольском монастыре. Над могилой его позднее возвели часовню.

В 1687 году в монастыре находилась вторая посольская миссия в Китай во главе с боярином послом Фёдором Алексеевичем Головиным, который впоследствии стал руководителем внешней политики Петра I. В это время в Посольской обители принимали китайских послов.

В 1727-м грамотой Петра I обители были определены свободные рыбные промыслы в любом месте Байкальского моря.

На протяжении четырёх лет, с 1773 года, обитель являлась опорным пунктом командора Витуса Беринга перед вторым посещением Камчатки.

На содержании обители находилась Иркутская школа китайского и монгольского языков, готовящая переводчиков и миссионеров для этих стран. В течение нескольких десятилетий монастырь являлся местом дипломатических встреч иркутских властей с послами из Китая и Монголии.

В 1761 году были построены гавань и маяк рядом с монастырём. Первая часовня была названа в честь Николая Чудотворца.

В 1769-м пожар уничтожил все постройки, после чего был возведён нижний придел во имя иконы Знамение Пресвятой Богородицы.

Верхний придел был заложен в честь Преображения Господня.

В 1777 году на территории монастыря появился казачий караул, так как монастырь был ограблен беглыми каторжниками.

В начале XIX века в Посольском монастыре построили Никольскую церковь, а в 1820 году на месте деревянной появляется кирпичная надвратная церковь.

В 1830 году через село Посольское возвращались с каторги декабристы, и братья Бестужевы составили описание обители.

После революции 1917 года церковь закрывается и постепенно разрушается. Сохранились целыми только здания двух храмов. В 1950-х годах остаётся единственное здание, которое в разное время используется как школа, клуб и психбольница.

19 апреля 2000 года Священный Синод принимает решение о восстановлении Посольского монастыря, и с 2002 года начинаются ремонтные и строительные работы. Православный храм, который сегодня расположен на территории монастыря, является памятником русской архитектуры XVIII века в Прибайкалье.

 

РОЖДЕНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Уникальность монастыря в том, что он является не только одним из более 12000 объектов культурного наследия Иркутской области и Бурятии, но и одним из чуть более 500 действующих монастырей в России. Каждый день монахи совершают богослужения и таинства. В молитвах к Богу – творцу неба и земли, всего видимого и невидимого – прославляют и благодарят Его, просят о помощи, милосердии, защите. И делают это, в том числе, за всех людей, за тех, кто в силу разных причин не может обращаться к Богу ежедневно.

Для монахов монастырь является местом постоянного жительства. Кроме них, здесь временно проживают трудники. Как правило, это люди с непростой судьбой, оказавшиеся в сложной ситуации, не нашедшие себя в обществе. Руководит жизнью Посольского монастыря игумен Августин (Сергей Васильевич Неводничек). Первый разговор с ним состоялся по телефону, когда он и разрешил нам приехать в качестве паломников.

Для их проживания отведён отдельный корпус. Пребывание в монастыре, который живет в соответствии со своим уставом, рядом с людьми, посвятившими себя служению Богу, сильно влияет на обычного человека. Даже кратковременное отрешение от мирских забот, участие в ежедневных многочасовых службах приводит душу и тело в гармонию, заставляет задуматься о своём мировоззрении.

Сама атмосфера храма наполняет благодатью. Невозможно остаться равнодушным и не испытывать радость, когда во время утреннего богослужения всё вокруг наполнено чистым, свежим байкальским воздухом, щебетом птиц, первыми солнечными лучами; когда слышишь живое пение, не уступающее по красоте пению профессиональных артистов в филармониях и концертных залах.

Очень поразила нас история молодого человека, которого в монастырь привезла бабушка. Никита не получил должного образования, не раз оступился на жизненной дороге. Родителям заниматься сыном было некогда, и вопрос «Что делать?» встал перед бабушкой. Чтобы спасти юношу от дурной компании и тюрьмы, она решила искать помощи здесь. Рядом с Никитой оказался другой молодой человек, чуть старше, но в похожей ситуации. Уже несколько месяцев он жил и нёс послушание в монастыре с благословения отца Августина. Ответственным за воспитание парней игумен назначил Александра Витальевича, человека с непростой судьбой. В монастыре он живёт и трудится, поет на богослужениях.

На следующий день после нашего приезда состоялось ранее запланированное крещение Никиты. Таинство это совершается еженедельно во всех церквях и храмах. Но крещение Никиты было необычным: оно происходило в водах Байкала. Нам позволили присутствовать при этом.

Утро выдалось ветреным и туманным. Порывистый ветер Култук непрерывно бросал на берег волны. Началось таинство в часовне в честь Успения Богородицы. Оттуда мы проследовали на берег, и отец Августин с молитвами совершил троекратное погружение Никиты в освящённую байкальскую воду, очистившую юношу от грехов.

Отец Августин крестит Никиту в водах Байкала

Было удивительно наблюдать, как он меняется. Уже на следующий день на утреннем богослужении мы увидели Никиту в качестве помощника алтарника, облачённым в длинный стихарь. По воле Божьей человек, одной ногой уже шагнувший в места лишения свободы и, казалось, не имевший выхода из сложившейся ситуации, благодаря заботе бабушки, ответственности Александра Витальевича и человеколюбию отца Августина встал на верный путь.

Пока мы находились в монастыре, видели, как происходили изменения с мальчишкой, с какой ответственностью он стал относиться к своим новым обязанностям. На наших глазах рождался другой человек. И нет сомнений, даже одна спасённая человеческая душа бесценна.

Конечно, три дня проживания в монастыре очень маленький срок для того, чтобы понять уклад жизни людей, посвятивших себя служению Богу и людям. Но и за такое короткое время нам посчастливилось пережить немало волнующих моментов, по-новому взглянуть на многие житейские проблемы, ситуации и даже изменить своё отношение к некоторым вещам.

Традиция посещения православных монастырей должна возродиться в нашем обществе. Дело это полезное для души и ума. И неважно, сколько лет тебе, какой житейский багаж у тебя за плечами, чего ты достиг, считаешь ли, что всё в твоей жизни ладно да складно. Каждая встреча с Богом наполняет благодатью, даёт возможность яснее увидеть самого себя и свой путь…

Фото автора и из открытых источников