Хинамацури, или Японский женский день
3 марта в Японии будет отмечаться Хинамацури, или Праздник девочек. В городском музее Григория Шелехова представлены экспонаты, которые раскрывают суть этого праздника и рассказывают о роли женщины в японском обществе.
В 2001 году, в честь 25-летия установления побратимских связей между Шелеховом и Номи, музею было подарено женское свадебное кимоно. Оно состоит из тринадцати элементов, включая пояс, который завязывается на бант под названием «оби».
Изначально кимоно оформили на манекене, но потом сотрудники музея узнали, что в Японии свадебное кимоно размещается именно так, как показано на фото, чтобы лучше показать красоту вышивки. Сам свадебный обряд в современной Японии может проводиться как в традиционных костюмах, так и в европейских.
Важной темой для японских женщин была и причёска. Традиционные женские причёски в Стране восходящего солнца известны своей пышностью. Этот эффект достигался жёсткими валиками или круглыми брусками, которые подкладывались под голову на время сна.
Также в музее представлена посуда, использовавшаяся в ходе чайных церемоний. Японская чайная церемония «тя-но ю» изначально была известна как чайное соревнование. Участник должен был выпить чашку чая и по вкусу угадать, в каком регионе он собран. Молодые девушки брали уроки чайной церемонии перед замужеством, чтобы добиться хорошей осанки, научиться грамотному поведению за столом и хорошим манерам.
У Праздника девочек также есть традиция, которая берёт начало из прошлого века. Она связана с девочкой Сасаки Садако из Хиросимы, которая в результате атомной бомбардировки заболела лейкемией. В больнице девочка узнала легенду: если собрать тысячу бумажных журавликов, то можно загадать желание, которое обязательно сбудется. До своей смерти она успела сложить из бумаги только 644 журавлика. С тех пор в день девочек принято собирать журавликов и спускать их на воду.
Существует у праздника и более древняя традиция, которая связана с куклами. В этот день девочкам полагается устанавливать в несколько ярусов специальных кукол. На верхнем ярусе всегда расположены император и императрица, ниже – придворные дамы, музыканты, сановники и так далее. В какой-то мере это построение отражает иерархию японского общества эпохи Эдо XVII-XIX веков.
Несмотря на то что в последние годы место и роль женщины в японском обществе меняется, в национальной культуре страны женский образ остаётся матриархальным. Там женщина по-прежнему хранительница домашнего очага.
Возрастное ограничение материала 12+
Максим ЗАХАРОВ
По материалам городского музея Г. И. Шелехова