
«История на страницах литературных произведений»
История и литература. Учебные предметы, объекты исследования которых достаточно близки. Умение устанавливать межпредметные связи – показатель педагогического мастерства. Но всегда ли учитель литературы имеет возможность показать школьникам мир во всём его многообразии, привлекая точные исторические факты, а учитель истории на своих уроках способствует эмоциональному развитию детей? С целью повысить уровень предметной грамотности педагогов в начале этого учебного года в Шелеховском районе стартовал муниципальный образовательно-просветительский проект «История на страницах литературных произведений».
В рамках проекта состоялись два мероприятия – и каких! Первое, прошедшее в ноябре, было посвящено событиям Отечественной войны 1812 года и организовано прекрасными мастерами лицея Нелли Дёминой и Натальей Мокрецкой. Учителя истории и литературы обсуждали цели, преследуемые русской армией, роль Кутузова и Наполеона в Бородинском сражении, основные этапы и результаты битвы и её влияние на русское общество и литературу. Особое внимание было уделено роли патриотизма и героизма русских солдат.
Путешествуя по страницам романа Льва Толстого «Война и мир» и историческим хроникам Л. Ивченко, Д. Ливена, Н. Троицкого, педагоги столкнулись с кардинально противоположными точками зрения, смогли проследить причинно-следственные связи событий. Погружаясь в исторический контекст России XIX века, они увидели события через призму художественного восприятия, задумались о глубинных человеческих чувствах, социальных конфликтах и философских вопросах.
А в марте для учителей начальных классов состоялся открытый урок литературного чтения и истории «Великие люди и события России. Дмитрий Донской», который на одном дыхании провели два профессионала – учитель начальных классов из НШДС № 14 Екатерина Власова и учитель истории из школы № 4 Ирина Черепанова. Четвероклассники под чутким руководством педагогов использовали художественное произведение как источник знаний о событии прошлого: вдохновенно читали летопись, активно заполняли «ленту времени», искали выразительные средства, называли черты князя Дмитрия Донского, эмоционально определяли идею литературного текста.
Нет сомнений, что такие встречи в рамках проекта делают жизнь богаче, вдохновляют на развитие и совершенствование, помогают находить ответы на сложные вопросы и оставляют особое интеллектуальное послевкусие.
Марина ЗАГВОЗДИНА, методист ИМОЦ