К вопросу объединения: что приобретем, а что потеряем?


7 мая 2021 года


Тема объединения поселений Шелеховского района в единое муниципальное образование поднимается уже не раз. Референдум и публичные слушания ни к чему не привели. Сейчас, накануне выборов, вопрос вновь муссируется в соцсетях. Что это: пустые разговоры или необходимость объединения действительно назрела? Об этом мы поговорили с первым заместителем мэра Шелеховского района Сергеем КРАСНОВЫМ.

– Почему вопрос объединения вновь попал в повестку дня?

– В основном об этом начинают говорить по мере возникновения определённых политических моментов. Тема позволяет привлечь внимание людей, сформировать информационный повод. Тем не менее действительно в этом году мы вернулись к рассмотрению вопроса. Правительство региона выступило с инициативой разработать проект закона Иркутской области о порядке создания муниципальных округов. Изначально федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривал объединение территорий только в виде городских округов, а с 2019 года – и в виде муниципальных округов. Это даёт возможность объединиться поселениям, отдалённым от городов.

– В 2017 году губернатор Иркутской области Сергей Левченко инициировал публичные слушания, но все поселения проголосовали против объединения. Ситуация изменилась?

– Нет, сельские поселения по-прежнему выступают против объединения. Да и появление такой формы как муниципальный округ, считаю, не играет роли в этом вопросе, потому что юридически он ничем не отличается от городского округа.

– На ваш взгляд: в случае объединения города и района территория приобретёт или потеряет?

– Ответ не может быть однозначным: есть плюсы и минусы. Существенный плюс – порядок управления. Сейчас все муниципальные образования независимы друг от друга и являются самостоятельными органами власти. В случае объединения все сравняются и получат централизованное управление. Это упрощает систему, а с другой стороны – поселения лишаются возможности влиять на своё развитие. И тогда, как говорится, «всё от царя зависит»: будет ли руководитель объединенного округа одинаково заботиться обо всех поселениях или только об одном, в ущерб другим. Сейчас каждое поселение само формирует бюджет и решает, на что потратить свои деньги. Поэтому я не считаю централизацию власти большим плюсом.

Существенный минус – потеря значительной части бюджета. В основном за счёт исключения из различных государственных программ.

– Округ не сможет участвовать в федеральных программах и привлекать деньги?

– Конечно, сможет, но сейчас этих возможностей у нас больше. Самое доступное – программа «Народные инициативы». В прошлом году на район было привлечено 15 млн рублей и отдельно на поселения ещё 24 млн рублей. Сумма значительная. После объединения территории она уменьшится как минимум в два раза.

– В случае объединения Шелехов потеряет статус моногорода и поддержку?

– Сегодня Шелехов имеет статус моногорода, который предполагает ряд преференций. К примеру, льготное налогообложение, кредитование по пониженным ставкам, субсидии как для предпринимателей, так и для самого города и другие. При объединении мы потеряем этот статус, и лишимся потенциала для развития бизнеса и хозяйственной деятельности.

– А что касается численности сотрудников администраций? Она уменьшится?

– Многие делают это главным козырем объединения. Мол, объединение позволит существенно экономить бюджет за счёт сокращения чиновников. По моему мнению, это равносильно тому, что «если мы уволим всех учителей в Шелеховском районе, то  сможем строить по одной новой школе в год». А кто будет в этой школе работать?

Мы анализировали количество муниципальных служащих и работников администрации. Да, в начале 90-х годов их было меньше, потому что было меньше и полномочий. Затем появился 131-фз, и количество чиновников увеличилось – сопоставимо с переданными полномочиями. Если на 2000 год их было 30, то сейчас район с поселениями выполняет 42 полномочия. Сократим людей, а оставшимся за возросший объём работы нужно будет поднимать зарплату.

Но даже если просто сократить людей и никому не увеличивать зарплату, а также ограничить иные расходы связанные с обеспечением деятельности органов местного самоуправления, нам будет не хватать денег для исполнения полномочий муниципального округа, по прогнозным расчётам речь идёт о почти 300 млн рублей. И нет гарантий, что нам их возместят. Экономическая ситуация сейчас непростая.

– Ещё один аргумент тех, кто выступает за объединение – несостоятельность бюджетов поселений. Мол, почти все деньги уходят на зарплату чиновникам.

– К сожалению, налоговое законодательство устроено так, что у нас практически все деньги уходят с территории. Многие налоги должны бы оставаться на местах, идти на развитие. Бюджет муниципальных образований в основном формируется за счёт налога на доходы физических лиц. И то на территории остаётся только около половины от него. Также в бюджет поступает налог на землю и имущество физических лиц. Сравнивать в этом плане город с селом некорректно. Сколько там рабочих мест? Селяне едут на работу в Шелехов или Иркутск, где и платят НДФЛ. Это серьёзная проблема.

Консолидированный бюджет всех поселений и района составляет 2 млрд 700 млн рублей, на зарплату уходит порядка 200 млн. Как видите, цифры несопоставимые, не такие, как представляют в соцсетях.

– В конце 2014 года был создан Ангарский городской округ. Вы общаетесь с коллегами, довольны ли они переменами?

– Коллеги, наверное, довольны централизацией порядка управления, о чём я говорил в начале, но мы смотрим на все через призму финансов. Изучили их цифры. Бюджет Ангарска вырос с 2015 года на 43 %, а бюджет Шелеховского района – на 50 %. Наш бюджет увеличился за счёт прироста собственных доходов, это те деньги, которые нам не нужно ни у кого просить, которые поступают нам напрямую от налогов. У нас они увеличились больше чем на треть, а в Ангарске упали. Сейчас бюджет Ангарска формируется в основном за счёт безвозмездных поступлений от Иркутской области, которая субсидирует различные программы.

Ещё один показатель – задолженность по привлечённым кредитам. Шелеховский район сокращает её, сейчас у нас всего 7,5 млн долга. Консолидированная задолженность всех наших поселений – около 20 млн рублей. Мы стараемся не жить за счёт будущих поколений, беря бюджетные кредиты. В Ангарске ситуация иная: в 2015 году консолидированный кредит на все поселения составлял чуть больше 100 млн рублей, а сейчас – больше миллиарда!

Сокращение собственных доходов наносит существенный урон, который несопоставим с выгодами, которые мы получим за счёт объединения.

– 131-й закон предусматривает передачу городских полномочий в муниципальный район. А готов ли район взять их, несмотря на множество проблем, которые есть в городе?

– Да, в статье 34 говорится о том, что на администрацию муниципального района может быть возложено исполнение полномочий администрации городского поселения. Эта модель не так проста, как объединение в муниципальный округ. С округом всё понятно: создается одна администрация и одна Дума. В случае исполнения городских полномочий администрацией района сохраняются два представительных органа, два бюджета, в городе остаётся глава. Мы продумывали этот вариант и готовы исполнять полномочия города. Будет сложно, но только так мы сможем сохранить финансовую составляющую. Поэтому это наиболее приемлемый вариант объединения. Является ли он приемлемым для города – Думы, администрации – сложно сказать.

– А лично вы что думаете по поводу объединения?

– Объединение в муниципальный округ в том виде, в котором предлагается сейчас, нецелесообразно. В государстве активно идёт процесс централизации, и органы местного самоуправления – это, пожалуй, единственный самый доступный для населения способ влиять на власть. В сельских поселениях люди могут напрямую обратиться к главе, и те работают на глазах у жителей. Есть хорошие примеры. Например, глава Олхи управляет селом больше 20 лет, у него огромный профессиональный опыт. Не все могут похвастаться крупными проектами, какие реализует он. Покажите мне поселение, где бы решался вопрос строительства не простого детского городка или небольшого стадиона, а полноценного автомобильного моста? 131-й закон всем предоставляет одинаковые возможности, но ведь нужно ещё и грамотно его исполнять.

Второй момент – финансовый. Возможно, законодатель в будущем предусмотрит возможность компенсировать доходы, которые мы потеряем. Но опять же, любая помощь носит временный характер: вот, пять лет поживут, мы им всё компенсируем, а потом они научатся сами хорошо жить. С нашим законодательством, к сожалению, всё сложно. Если что-то изменится – будем решать вопросы по мере их поступления.

Беседовала Марина ИВАНОВА

 

В цифрах

Прогноз налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального округа – 637,3 млн руб. Расходы – 984,7 млн руб.

Привлечь в виде заемных средств можно будет только 63,7 млн рублей, так как Бюджетным кодексом РФ установлено ограничение предельно возможного дефицита лишь в 10 %. Таким образом на решение вопросов местного значения не будет хватать 283,7 млн рублей.