Как из мальчиков вырастают мужчины?



Как происходит становление из мальчика в мужчину? С одной стороны, ответ очевиден и прост, из любого мальчика вырастает мужчина, с другой – только самим мужчинам дано знать, как они взрослели и как тернист этот путь. Цель этой статьи привлечь внимание родителей к становлению, воспитанию и поддержке мальчиков всех возрастов.

Беседу ведёт психолог Шелеховской районной больницы ИРИНА МИХАЛЁВА.

Начнём с первичного гигиенического ухода за мальчиком, который позволит сберечь мужское здоровье. По причине строения подмывать новорождённого можно как угодно — спереди назад или сзади вперёд. Крайняя плоть не нуждается в особенном уходе: достаточно обмывать все органы водой, причём не надо её кипятить, добавлять травы или препараты. Мыть можно раз в день во время купания с использованием обычного детского мыла.

Для всех мальчиков до 2-3 лет физиологический фимоз считается нормой. Это означает, что сужение крайней плоти, при котором головка пениса не открывается, вполне естественно. Если ребёнок нормально писает, струя объёмная, плоть при этом не надувается «шариком», нет боли, то про фимоз до 2-3 лет можно не вспоминать: повторим, это норма!

Не вредят ли мальчикам подгузники? Однозначного мнения в научной и бытовой среде на этот счёт нет. Одноразовые подгузники хороши во время прогулок, походов в поликлинику и иногда ночью, когда родителям необходим отдых. Никакого вреда для гениталий мальчика (как и девочки) от подгузников нет, если они выбраны правильно, и главное — их своевременно заменяют. Многочисленные исследования мифа о вреде «памперсов» для мальчиков не подтвердились. Единственный вред одноразовых подгузников — если ребёнок носит их слишком долго, могут начаться проблемы при приучении к горшку. Мальчик растёт, в вопросах ухода за ним на самом деле не всё так сложно, главное — донести до мальчика мысль о том, что чистота — это залог его здоровья.

С семи до 12 лет у мальчика формируется стереотип полоролевого поведения. В этот период они  активно накапливают информацию об отношении к противоположному полу и любви  окружающих их людей. В этот период для всех мальчиков исключительно  важно  лидерство в различных сферах и подтверждение того, что с ним всё в порядке.

Около 12 лет  происходит  один очень  важный процесс – маркировка своих ощущений в теле  как относящихся к сексуальности. Кроме того, определённые когнитивные потребности ребёнка, например, обнять девочку,  также получают оценку как относящиеся к любви и отношениям  между мужчинами и женщинами. Данный процесс  не требует усилий со стороны взрослых.  Всю нужную информацию дети получают, видя, как взрослые общаются между собой.  Важно оградить ребёнка от ненужной информации. Стоит отвечать на вопросы ребёнка, если он приходит к вам сам для разъяснений. Если ребёнок спрашивает, что такое мастурбация,  эрекция, клитор, оргазм и т.д., значит в его окружении уже обсуждают подобные темы.   Чтобы правильно ответить на вопросы ребёнка, можно уточнить, в каком контексте его интересует этот термин и, или откуда возник вопрос – сам ли ребёнок что-то испытывает и хочет понять, как это называется, объяснить себе, что с ним происходит, или  услышал от сверстников термин  в  какой-то конкретной ситуации

Сексуальность с 13 до 18 лет – это период формирования психосексуальных ориентаций. В этот период подростки дистанцируются от родителей как от объектов любви и начинают искать других людей для удовлетворения своих чувственных потребностей. Формируются платонические, эротические, а затем и сексуальные пристрастия и модели поведения.

Один из важных аспектов жизни подростков этого периода –  формирование сексуального влечения. Процесс это долгий и проходит он несколько стадий.  Первая стадия: формирование платонического либидо. Она делится на два этапа.  Первый этап: формирование платонических фантазий.   Подростки фантазируют о других. Например, мальчик вдруг осознаёт, что эта конкретная  одноклассница вызывает восторг. Если подросток пребывает в этой стадии, приближаться к объекту ещё не хочется, это любовь на расстоянии, любовь – любование, любовь – эмоция. На этом этапе формируются внутренние ориентиры в любви: нравится-не нравится.

Второй этап: реализация платонических фантазий.   Это период формирования навыка устойчивой привязанности, способности сохранять отношения даже в моменты ссор.  Как правило в этот период сначала появляется исключительно важный человек того же пола, лучший друг. Лучше такой дружбе не препятствовать. Ваш ребёнок получит важный опыт. Конечно,  за дружбой важно присматривать, чтобы не пропустить асоциальных вещей:  дружбу с наркоманом, при всей важности для подростка придётся пресекать. Ребёнок в этом возрасте выбирает сверстников, а не родителей не из нелюбви к последним, а потому что ему предстоит жить в социуме, состоящем из людей, не входящих в семью и в этом возрасте формируется навык отстаивания интересов важных людей и группы.

Когда опыт дружбы получен,  подросток поворачивается лицом к противоположному полу.  Это может быть нежная дружба с девочкой или вполне невинные ухаживания: вдумчивый выбор подарка именно этой девочке, провожание её домой. Окружение начинает маркировать подобные действия как любовные. Сами подростки поначалу   этот процесс не оценивают как любовный. Часто обижаются, говорят, что эта девочка/ мальчик для них ничего не значит или что он/она просто классный человек. Это происходит оттого, что на платонической фазе вопросы любви с  эротической окраской для подростка не актуальны вообще. Сам подросток не побежит в 13 лет заниматься сексом,  ему самому это не надо, и опора на это «мне это не интересно» станет защитой от необдуманных действий. Важно, чтобы ребёнок постепенно понял, из ваших объяснений, что ему стоит опираться в принятии решений на свои чувства  и ощущение правильности того или иного действия и научиться  ясно говорить сверстникам «нет»,  если какие-то предложения не кажутся хорошей идеей. Далее идёт  вторая стадия – формирование эротического либидо. Первый этап этой стадии – формирование эротических фантазий.  В этот период подростки регистрируют изменения в теле. Эрекция, эякуляция, реакция половых органов на тряску, давление, потирание, вибрацию транспорта и т.д.  Подростки, так или иначе,  отдают себе отчёт в том, что всё это и многое другое связано с темой любви и сексуальности. Далее подросток, опираясь на свой опыт, даёт им оценку, думает, как правильно разместить эти ощущения в своей жизни. Часто подросток,  замечая неконтролируемые изменения в теле, пугается, ему может казаться, что только с ним одним происходит подобные бесконтрольные изменения. Он  чувствует одиночество и стыд. Подростки смущаются, могут возникать  чувство вины, идеи собственной ненормальности.  Кроме телесных изменений, начинают формироваться фантазии. В отличие от фантазий более поздних этапов,  эти фантазии не имеют ясного завершения в форме законченного полового акта с конкретным партнером. Фантазии будут про поцелуи и объятия. В конце фазы они приобретут более развёрнутый вид, но важным останется тактильный контакт и фиксированность на приятных телесных переживаниях, в том числе и оргазме не как совместном прекрасном творчестве двух людей, а как личном телесном переживании в присутствии другого. В фантазиях этого этапа партнёр – лишь катализатор процесса, а не живой человек. Посредством этих фантазий подросток определяется с тем, как бы ему хотелось взаимодействовать с партнёром, какое взаиморасположение и какие ласки скорее понравятся, а какие нет. Это исследование собственной формирующейся сексуальности, возможность сформировать понимание, что подростку нравится.  Постепенно наступает второй этап эротической стадии:  формирование эротических ласк и игры (петтинг).  В начале этапа появляется такое важное явление как флирт. Это приближение к объекту обожания, игра в сексуальные отношения. Через флирт формируется уверенность в себе как в объекте сексуального интереса.  Мальчики качают мышцы, одеваются и делают прическу, чтобы стать привлекательнее с их точки зрения. Мальчику также важно говорить, что он привлекателен, мужествен и вообще с ним всё в порядке – это одна из задач матери.

После того как флирт освоен, девушки  и юноши  начинают учиться обниматься, целоваться, ласкать друг  друга и т.д.

И наконец, последняя стадия – формирование сексуального либидо.

Она также делится на этапы, первый: этап сексуального фантазирования. Формирование фантазий с законченным половым актом,  с конкретным человеком, к которому сформировано чёткое влечение.  Второй и последний этап – начало половой жизни. В этом этапе сочетаются периоды регулярной половой жизни с  периодами воздержания и мастурбации. Постепенно молодой мужчина вырабатывает свой сексуальный стиль.  В нём будут сочетаться моменты платонической влюбленности, интимности, духовного единения с партнёром с эпизодами яркого сексуального опыта.

Если все стадии становления сексуальности прошли успешно, молодой мужчина сможет влюбляться, восхищаться женой на протяжении всей жизни.   В идеале все стадии развития сексуальности в раннем взрослом возрасте желательно пережить с одним партнёром. Пройти с ним весь путь от платонической любви через доверие и интимность к законченному сексуальному опыту;  именно завершенный цикл с одним человеком окончательно ставит всё по местам.  Здорово когда этот человек остаётся спутником на всю жизнь, ведь именно в длительных отношениях скрыты возможности бесконечного личностного роста.

Ирина МИХАЛЁВА

Фото из сети Интернет

 

Если у вас возникли трудности в общении с собственным ребёнком, приходите к нам в Шелеховскую районную больницу.

Помните! Неприятностей проще избежать, чем бороться с последствиями!

Ждём вас в ОГУБЗ   «Шелеховская районная больница» по адресу: г. Шелехов, ул. Ленина, 24, кабинеты 1.25 и 3.01.