КЛЮЧ ОТ БАМА ХРАНИТСЯ В ШЕЛЕХОВЕ?

Ключ от БАМа хранится в Шелехове?

Эта фотография вручения символического ключа от БАМа обошла в 1984 году многие газеты. Снимок был сделан 1 октября в Куанде. На нём отчётливо видно сходство с ключом, хранящимся в школьной библиотеке Шелехова

Отгремели фанфары в честь 100-летия ВЛКСМ. По всей стране прошли торжественные мероприятия. Бывшие комсомольцы и сегодня в строю. Им есть чем гордиться. В Иркутской области в разные годы было 14 ударных комсомольских строек. Самой последней стала Байкало-Амурская магистраль. Всего было построено 200 железнодорожных станций и разъездов, 60 городов и посёлков, 2230 больших и малых мостов. Стройка века – так называли возведение магистрали. Открывая её, строителям вручили символический ключ от БАМа, но впоследствии он куда-то пропал. Нашей редакции удалось найти реликвию.

«Нам выпала большая честь…»

Изображение символического ключа можно найти на многих значках тех лет

Первый комсомольский отряд отправился на строительство БАМа 27 апреля 1974 года с Ярославского вокзала Москвы. Он насчитывал 600 человек – комсомольцев из Москвы, Ленинграда, всех союзных республик. Уже 3 мая стройотрядовцы приступили к работе на разных участках трассы. Не осталась в стороне и шелеховская молодёжь. По этому поводу городская газета «Рассвет коммунизма» писала: «Чувство гордости испытали мы в тот момент, когда узнали, что и наш город отправляет на БАМ своих посланцев».

На стройку века десять шелеховцев поехали в составе отряда «Иркутский комсомолец». Один из его бойцов вёл дневник, который сегодня воспринимается как исторический документ. Первая запись появилась ещё в пути, когда поезд с молодыми строителями только отправился со станции Иркутск-Пассажирский: «Будущее, которое надвигается на нас со скоростью 60 км в час, сдерёт с нас всё наносное, оставив суть. Мы узнаем не только товарищей – мы узнаем, прежде всего, себя, своё настоящее лицо и настоящую цену. В сущности, за этим многие и едут – узнать себя. Попробовать свои силы. И верится, что силы эти – большие…»

Отряд прибыл в село Казачинское, откуда через месяц пришло письмо в городскую газету: «Здравствуйте, дорогие наши земляки-шелеховцы! Мы решили рассказать о пребывании на БАМе. Первые дни мы жили без света, без столовой. Готовили обеды на кострах, жили при свечках. А сейчас перебрались в палаточный городок, который назвали «Магистральным». Он стоит на берегу реки Аккукихта. Городок состоит из 32 палаток. Занимаемся мы строительством своего городка, делаем отсыпку дороги, которая ведёт к новому посёлку. Построили уже четыре склада для промтоваров и продуктов, хлебопекарню, прачечную, электростанцию, котлопункт на 400 человек».

Вот так начинали обживаться на БАМе шелеховцы. Заканчивалось письмо словами: «По вечерам, сидя у костра, часто вспоминаем свой город и друзей. Очень здорово, что нам выпала такая большая честь – быть строителями магистрали века. Ждём от вас, друзья, шелеховских новостей». Выполняя пожелание, редакция выслала в ответ несколько номеров газеты. Так завязалась переписка, растянувшаяся на годы. Одно из писем было опубликовано 2 августа 1975 года под заголовком «Привет с Большого БАМа». В нём говорилось: «В 1974 году 10 посланцев города уехали прокладывать железную дорогу. Ни один не пожалел, что приехал на стройку… Нам нельзя отступать. Обещаем построить дорогу с современными станциями, городами».

«С думой о завтрашнем дне всей страны»

Следует признать, что БАМ сильно отличался от других Всесоюзных ударных комсомольских строек. Во-первых, по масштабу: его протяженность 4287 километров, такой дороги после Транссиба в России не строили. Во-вторых, по своему воздействию на молодёжь: БАМ можно сравнить с первыми стройками страны Советов – ДнепроГЭСом, Магниткой, Комсомольском-на-Амуре. Тысячи и тысячи молодых людей оставляли родные места и отправлялись в Сибирь. В суровых буднях закалялся характер. Недаром на трассе был популярен лозунг:

«Мы строим БАМ, БАМ строит нас».

Вслед за первым отрядом из Шелехова прибыл второй, потом третий… Отмечая их вклад в строительство, городская газета писала в январе 1976 года, что шелеховцы работали в Усть-Куте, Звёздном, Ние, Улькане, Кунерме – по всему БАМу. «С хорошим трудовым накалом трудятся шелеховцы на БАМе. С думой о завтрашнем дне всей страны». – сообщала газета. На всю магистраль славились успехами бригады Владимира Захарченко, Николая Михайлова, Виктора Королёва и другие.

Есть «золотое» звено!

Историческая встреча строителей магистрали, двигавшихся одновременно с запада и востока, произошла 29 сентября 1984 года на участке Куанда – Чара в районе будущего железнодорожного разъезда Балбухта. Бригады Александра Бондаря (западный участок) и Ивана Варшавского (восточный участок) встретились в 16 часов 05 минут местного времени на берегу реки Сюльбан. Причём укладка последних звеньев рельсового пути произошла на два дня раньше, чем планировалось. Развив большую скорость, одна из бригад проскочила предполагавшееся место стыковки на станции Куанда. Однако сюда уже съехались многочисленные ответственные лица, журналисты, артисты. Решили провести повторную стыковку магистрали. Для этого в Куанде сняли два звена пути, которые вновь уложили 1 октября 1984 года в торжественной обстановке.

Таким образом, в истории БАМа появились две даты укладки «золотого» звена – официальная и неофициальная. Как известно, на митинге в Куанде из рук в руки передавался символический ключ от БАМа. Эти снимки обошли многие газеты. Но куда ключ делся потом? В столице БАМа – Тынде – есть музей истории магистрали. В экспозиции выставлен не один, а несколько памятных ключей. Дело в том, что возведение железной дороги было начато сразу в нескольких местах на протяжении всей трассы Тайшет – Советская Гавань. Когда на том или ином участке большой стройки рельсы наконец смыкались, путейцам вручался памятный ключ, символизировавший ввод участка стального пути в эксплуатацию.

В тындинском музее, помимо выставочных экспонатов, есть ещё пара-тройка ключей в фондах музея. Но среди них нет самого главного ключа – из Куанды. А вспомнив о бамовской традиции отмечать каждый момент стыковки рельсов, можно предположить, что где-то ещё должен храниться и ключ из Балбухты.

Тот самый ключ?

Хранитель ключа от БАМа Ирина Савицкая

В начале октября мне предложили написать статью о приближавшемся 50-летии школы №5. Собирая информацию, я зашёл в школьную библиотеку и на одной из полок увидел тот самый ключ от последнего, «золотого» звена железной дороги с надписью: «29.9.1984. Есть БАМ!!!» От времени надпись частично стёрлась, но ещё вполне разборчива.

Сделав снимок находки, я обратился к старым фотографиям, запечатлевшим памятный ключ, вручённый в Куанде 1 октября 1984-го. Сходство очевидно! Один в один профиль «бородки», тройное «ухо», витой стержень у основания. Но у него есть и ещё одна особенность: ключ имеет лицевую и тыльную стороны. С первой он, как положено, рельефный, а с тыльной – плоский. И этому есть объяснение. На заре строительства магистрали были отлиты две стороны (их называли половинками) одного ключа. Одну отдали путеукладчикам западного участка, другую – восточного. А на торжественном митинге в Куанде их соединили плоскими сторонами. Таким образом, в Шелехове оказался не целый ключ, а только одна из его половинок.

Теперь становится понятным, почему на ключе из Куанды стоит дата соединения рельсов в Балбухте. Речь идёт об одном и том же ключе, две части которого соединили дважды так же, как стальной путь. Как же попал ключ в Шелехов? На этот вопрос библиотекарь Ирина Савицкая только развела руками. С её слов, одно время ключ хранился в школьном музее, куда его передал кто-то из родителей учеников. Пару лет назад музей расформировали, а ключ отдали в библиотеку, где он и кочевал с полки на полку, пока не оказался на самом видном месте. Как тут не подумать, что реликвии самой надоело пребывать в безвестности. А говорят, что чудес не бывает…

Владимир ВТОРОВ