КОГДА ОТКРЫВАЕТСЯ ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Заведующая хореографическим отделением Центра искусств им. К. Г. Самарина Инга Большедворская уже четверть века обучает девчонок и мальчишек танцам. Она руководит известными в нашем районе творческими коллективами — образцовым ансамблем «Второе дыхание» и театром мод «Кроха». С чего началась её любовь к танцам и какие качества пытается воспитать в учениках – об этом и многом другом она рассказала в интервью.

— Инга Владимировна, как вы стали хореографом?

— Я родилась в Ангарске, а когда была подростком, наша семья переехала в Шелехов. Вскоре мне, как и многим девочкам, захотелось научиться танцевать. Записалась в ансамбль «Виктория», которым руководила Ирина Фирсова. Здесь-то я и нашла занятие по душе и новых подруг.

Всегда думала, что танцы — это лишь хобби, но когда была старшеклассницей, Ирина Робертовна предложила мне вести занятия у малышей. Конечно, сначала работала под её пристальным  контролем.

Позже я стала студенткой исторического факультета госуниверситета, но продолжила заниматься  с ребятами. А когда получила диплом, и пришло время идти в школу преподавать историю, было жаль оставлять своих воспитанников, ведь в каждого из них  вложила столько труда. И тогда я поступила на хореографическое отделение Иркутского колледжа культуры. Так что жизнь сама расставила всё по своим местам, о чём я ни разу не пожалела.

— Помогает ли в работе первое образование?

— Думаю, учёба в университете дала более широкий кругозор. Мы изучали детскую психологию, педагогику, без которых и в танцах не обойтись. Репертуар нашего коллектива в основном народный. При постановке номера нужно знать традиции,  историю костюма, лексику движений той или иной эпохи…

— Мне очень нравится ваш танец «Россия», когда девчата в красных сарафанах и кокошниках словно плывут по сцене.

— Идея его постановки навеяна знаменитым московским ансамблем «Берёзка». В его программе множество различных хороводов, выражающих красоту русского характера. И мне захотелось поставить что-то похожее. Думаю, это удалось: танец всегда очень тепло принимается зрителями. Первые его исполнительницы уже выросли, недавно мы решили восстановить  номер с другим составом. И уже 23 ноября представим его в ДК «Металлург» на фестивале, посвящённом побратимским связям нашего города с японским Номи.

— Почему свой ансамбль назвали «Второе дыхание»?

— Каждый из моих воспитанников учится ещё и в общеобразовательной школе, где очень насыщенные программы. И при этом находят время на танцы. Поверьте: это очень серьёзный труд, который требует много сил и времени. Так, например, у младших ребят уроки танцев проходят три-четыре раза в неделю, а старшие занимаются шесть дней подряд. Три дня классический танец, два – народно-сценический, плюс дважды в неделю они танцуют в ансамбле. Иногда в день бывает по нескольку занятий: с утра — классика, а вечером — ансамбль. Выдержать такие нагрузки бывает непросто, но со временем ребята понимают, что танцы – это отдушина от повседневной суеты и проблем. Здесь они черпают силы и вдохновение, порой у них, как у спортсменов, открывается второе дыхание. Ведь в ансамбле у ребят другая жизнь – насыщенная, яркая, интересная. С выступлениями на сцене, зрительскими аплодисментами, поездками на конкурсы и фестивали.

— Чем хореографическое отделение отличается от просто танцевального коллектива?

— На хореографическом отделении дети получают предпрофессиональное образование. В семь лет они сдают вступительные экзамены, мы отбираем лучших. Программа обучения рассчитана на восемь лет. Кроме танцев, ребят учат слушать и понимать музыку, также они изучают историю хореографического искусства.

Если в кружках работа направлена на концертную деятельность, то мы делаем упор на освоение учебного материала. Занятия проходят так, что каждый из наших воспитанников оттачивает танцевальные движения до совершенства. И педагог не отойдёт от ребёнка, пока у него не получится тот или иной элемент.  Тем более что классы у нас небольшие – в среднем одновременно занимаются по семь-восемь  человек.  Есть возможность уделить внимание каждому ребёнку.

— В какой степени успехи ребёнка зависят от родителей?

— Роль мам и пап, бабушек и дедушек трудно переоценить, особенно в первые годы занятий. Они должны привести ребёнка на урок, проконтролировать, как он занимается дома. Что скрывать? Чаще всего родители отправляют детей на хореографию не от большой любви к искусству, а преследуя конкретные цели. Например, хотят исправить осанку или выправить стопы ребёнка.

На родительских собраниях я стараюсь объяснить им, что танцы – это, прежде всего, труд и терпение. Если мы научим детей много работать, преодолевать себя, то вырастим из них не только солистов, но и достойных людей.

От настырности и упорства очень многое зависит. Случается, к нам приходит ребёнок с прекрасными балетными данными: тело от природы правильное, музыкальный слух, отличное чувство ритма, но через год-другой эта звёздочка теряет интерес к танцам и находит себе другое увлечение. А ученик со средними способностями, но с огромным желанием работать над собой, вырастает в грациозного лебедя.

— Ваш ансамбль – коллектив достаточно молодой, но уже имеет звание образцового.

— «Второму дыханию» всего семь лет, а до этого на хореографическом отделении были другие коллективы. Я руковожу ансамблем, но с ребятами работают и другие педагоги. Классический танец  преподаёт Юлия Абрамова, а народный — Елена Бушина. Они обе ставят танцы, но большинство номеров всё-таки мои.

В прошлом учебном году наш ансамбль принял участие в шести конкурсах и фестивалях различного уровня. Началось всё с поездки в Абхазию на международный конкурс-фестиваль «Когда мы вместе», где нам присудили гран-при. А завершился год в мае поездкой в Красноярск на конкурс, посвящённый 100-летию со дня рождения всемирно известного хореографа Михаила Годенко, имя которого носит известный профессиональный танцевальный коллектив этого сибирского города.

Помню, мы приехали в Красноярск уже по-летнему одетыми, а там накануне выпал снег, и нам пришлось пробираться в гостиницу по сугробам. Оставили вещи – и сразу в филармонию на открытую репетицию ансамбля им. Годенко. В зале сидели коллективы, которые приехали со всей страны. Не только дети, но и мы, руководители, были потрясены тем, как эмоционально и виртуозно танцуют участники ансамбля. Кстати, и в этом конкурсе наш ансамбль вошёл в число лучших. Значит, мы развиваемся в нужном направлении.

Мария ХОХЛОВА,
воспитанница хореографического отделения  Центра искусств им. К. Г.Самарина:
— Я занимаюсь у Инги Владимировны с четырёх лет: первые два года участвовала в театре мод «Кроха», и уже шестой год — во «Втором дыхании». Без сцены себя не представляю. Мне нравится танцевать, видеть восторженные глаза зрителей, слышать аплодисменты! Мечтаю стать хореографом, чтобы как и мой любимый педагог учить детей танцам.

Беседовала Ольга СОЛОВЕЦКАЯ
Фото из  архива Инги Большедворской