Космонавтика начинается с детства


17 апреля 2024 года


12 апреля  1961 года состоялся первый полёт человека в космос. Честь стать первым космонавтом выпала советскому лётчику Юрию Гагарину, которому  9 марта исполнилось бы 90 лет. Первые шаги к звёздам следующих поколений астронавтов  и ракетоконструкторов, как показала история, чаще всего были сделаны в секциях авиа- и ракетомоделирования. Когда-то такие организации были почти в каждом городе. Объединение «Ракетомоделирование» клуба «Юный техник» Центра творчества, которым руководит Сергей Чумаков, одно из немногих, сохранившихся в Иркутской области.

Сергей Геннадьевич авиакосмическим моделированием увлекался с детства. Когда ему в 2019 году предложили вести в Центре творчества объединение «Ракетомоделирование», согласился сразу, потому что его впечатлила чудом сохранившаяся техническая база. В первый год на занятия пришли ученики разных классов, но главное, среди них были старшеклассники, которым в школе уже преподавали физику, а значит с ними можно было вести исследовательские разработки.

Занятие с кружковцами

 Начали с устранения самого главного препятствия, из-за чего, в принципе, перестали существовать секции аэрокосмического направления – недоступности ракетных двигателей для детского конструирования. Каждый мальчишка хочет сам запускать свою ракету, а не смотреть, как это делают другие. В советское время существовала система ДОСААФ, в которую поставлялись доступные по цене наборы для авиаракетного моделирования. На занятиях дети, а иногда и взрослые из этих наборов собирали свои модели. Сейчас комплектующие, особенно двигатели, стали очень дороги и недоступны для бюджетного финансирования станций юных техников. Если нет возможности купить, решили сами поработать над их созданием.

Сначала взяли проекты двигателей, размещённые в сетях Интернет, и адаптировали их под масштабы модельных ракет. Для этого сконструировали специальный тягоизмерительный стенд, на основе его данных разработали графики, из которых видно, как будет работать двигатель при изменении конструкции ракеты или топливного состава. Потребовалось поставить более тысячи опытов, чтобы подобрать оптимальные параметры, спроектировать и изготовить простой, но эффективный двигатель, себестоимость которого получилась в 20 раз ниже рыночной. Благодаря этому ребята могут проводить более сотни запусков ракет в месяц. Своим опытом участники объединения поделились на соревнованиях и удостоились призовых мест на районных, областных и всероссийских конкурсах. Как финалисты Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели», команда объединения из трёх человек вместе с руководителем была приглашена на награждение в Москву в комитет Госдумы по науке и высшему образованию.

–  После награждения мы посетили ВДНХ и Музей космонавтики. Это произвело большое впечатление даже на меня, – рассказал Сергей Чумаков. – Мы одни из немногих в области, кто продолжает развивать ракетомоделирование и аэрокосмическое направление, ведём подготовку будущих талантов и инженеров космостроения. У детей есть шанс познакомиться с этим поближе, а участие в конференциях даёт им больше возможностей поступить в институт.

Иркутская область  – родина четырёх космонавтов. Борис Волынов служил в первом отряде космонавтов вместе с Юрием Гагариным, был командиром корабля «Союз-5», который в 1969 году впервые в мире осуществил в космосе стыковку с кораблём «Союз-4», пилотируемым Владимиром Шаталовым. Космонавт  Владимир Кондратьев был командиром корабля «Союз ТМА-20» и 27-й основной экспедиции в Международной космической станции. Космонавт Александр Полещук – герой РФ, совершил 179-дневный полёт в космос на корабле «Союз ТМ -16». Анатолий Иванишин – космонавт-испытатель, совершил три космических полёта 165, 155 и 169 суток соответственно, герой РФ.

Также Иркутская область подарила космосу выдающихся конструкторов, таких как М.Л. Янгель – конструктор ракетно-космических комплексов, работавший в команде с С.П. Королёвым; авиастроителя Я.К. Гаккеля; конструкторов вертолётов М.Л. Миля и Н.И. Камова.

На занятия в объединение «Ракетомоделирование» приходят дети разных школьных возрастов. Иногда это младшие братья тех участников, которые занимаются в секции уже несколько лет. И задача педагога поддержать интерес новичков до тех пор, пока они не дорастут до восьмого класса, тогда появится возможность заниматься с ними теорией и практикой научной работы. А пока начинающие охотно принимают участие во всех конкурсах, которые проводит Центр творчества, и радуются своим первым победам.

Екатерина Горомьёва пришла в объединении вместе со старшими братьями несколько лет назад. Недавно к ней присоединилась одноклассница Яна Приходько. Девочки учатся в 8 «в» классе школы № 6, вместе с ребятами готовятся к соревнованиям.

Кубок участников I Региональной научно-практической конференции

«Юные техники и изобретатели Приангарья»

– Девочки помогали нам изготавливать из ватмана основную часть ракеты (если приобретать готовую конструкцию, то это обойдётся в 20 тысяч рублей), – поясняет  Сергей Геннадьевич. – Наша ракета аналогична таким  моделям. Там, где важны серьёзность и аккуратность, у девочек получается лучше, чем у мальчиков, также у них больше успехов в дизайнерском оформлении ракеты.

Комплектация ракеты системой безопасности

 Интерес к исследованиям у Егора Воронина проявился с детства. Это заметила в начальных классах его педагог Юлия Татарникова и начала его подготовку к участию в конкурсах. То, что он оказался в объединении и принимал участие в разработке ракетных двигателей вместе со старшеклассниками, более чем логично. Сегодня Егор учится в лицее в  группе с физико-математическим уклоном. В этом году он стал участником Международного форума научной молодёжи «Шаг в будущее», который прошёл в Москве с 25 по 30 апреля. Егор не занял призового места, но его работа была рекомендована для публикации в сборнике «Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее»», который издаёт МГТУ им. Н.Э. Баумана. Кстати, призовое место не является гарантией публикации в этом сборнике.

– Сергей Геннадьевич дал мне идею для участия в форуме «Шаг в будущее» – это разработка ракеты, которая намного дешевле стандартной сигнальной ракеты, и применение которой может спасти чью-то жизнь. Работа называется «Разработка ракеты для  чрезвычайных ситуаций», – рассказал о своём проекте Егор Воронин. – В нашем регионе много нефтеперерабатывающих и других компаний, находящихся далеко от населённых пунктов. Ракета получается довольно большая, чтобы в неё могла поместиться полезная нагрузка – дымовая шашка для дневного оповещения и световая – для ночного. Эти сигналы должны привлечь внимание к тому, что происходит что-то важное. Одновременно всем людям, находящимся рядом, приходят смс-сообщения с предупреждением, как это делает МЧС.  Ракета набирает высоту  до 250 метров и способна передать экстренный сигнал. Для этого на её борту устанавливается батарея, подающая сигнал GPS, и по системе навигации идёт рассылка предупреждений.  С Сергеем Геннадьевичем мы создали чертёж ракеты, схемы и макет, а полезную нагрузку я мог сделать сам.

Оказывается, изобретение – это только половина необходимой работы, которая требуется от участников соревнований. Конкурсы бывают технической направленности с акцентом не на теоретическую, а на практическую часть работы, и автору нужно показать, что изобретение будет кому-то полезно. Для участия в таких форумах, как «Шаг в будущее», необходимо предоставить и теоретическое, и практическое основание работы, само изобретение, плюс результаты анкетирования, показывающие интерес общественности к этой теме. Во всех этих требованиях Егор отлично разбирается.

– Конференция «Шаг в будущее» направлена не на сплочение, а на конкуренцию между  участниками. В Бауманке студенты изобрели машину для подростков и молодёжи – у них была идея помочь развитию отечественного машиностроения. Также нам показали, как они собирают гоночные болиды. На таких мероприятиях можно подружиться и что-то обсудить с теми, кто в теме. На дополнительных мероприятиях мне очень понравилось, – говорит Егор.

Егор Воронин у стенда секции, в которой он участвовал

 Главные организаторы форума «Шаг в будущее» – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана и Российское молодёжное политехническое общество проводят его на базе 14 научно-исследовательских институтов и 13 ведущих российских университетов. В этом году на форум приехали полторы тысячи участников из 12 стран и 58 субъектов РФ. Конкуренция очень большая.

– Мы как раз ведём эту подготовку будущих талантов. Для России область аэрокосмонавтики очень важна. Но сдерживает нехватка финансирования, – говорит Сергей Чумаков. – Мы участвуем в грантах, но приходится уделять больше времени не детям, а поиску спонсоров и других ресурсов. Очень выручает образовательный центр «Персей» для одарённых детей, который расположен под Ангарском. Там у нас есть возможность две недели заниматься только ракетостроением и не отвлекаться. Три человека туда уже заехали. В День космонавтики мы там организуем показательный запуск ракет на твёрдом и водяном топливе, проведём мастер-классы и интерактивные занятия.

Светлана ЧАЙКО

Фото автора и из архива объединения