«ЛАЗ» – машина времени семьи Бурановых


26 января 2021 года


Своё место и дело по душе Василий Буранов нашёл за рулём автобуса: возил пассажиров по городам и весям, изъездив Иркутскую область вдоль и поперёк. Много лет он обслуживал 121-й маршрут Шелехов – Иркутск на легендарном «ЛАЗ-695Н». Жители постарше хорошо помнят этот бело-синий автобус, ожидавший их по расписанию на автостанции.

На заслуженном отдыхе Василий Александрович скучал по любимой работе, очень хотел снова оказаться в водительском кресле. Сын Андрей мечту отца осуществил – подарил ему тот самый старый добрый «ЛАЗ», восстановленный из разбитой «железяки» до мельчайших деталей.

Веселый рейс и багульник для Кадышевой

Детство Василия Буранова прошло в родном посёлке Большая Речка Иркутского района. Мальчишкой увлекался лыжными гонками (в армии получил разряд кандидата в мастера спорта), любил ездить на лошадях, кататься в лодке по Ангаре, много и с упоением читал. Выпустившись из школы, принял военную присягу. После службы во внутренних войсках на Сахалине житейские пути-дороги привели Василия Александровича в Шелехов, где он устроился в отдел милиции. Несколько лет работал здесь водителем, заочно окончил школу милиции и даже был участковым по Олхе и Большому Лугу. А потом сменил будни стража порядка на профессию, в которой нашёл своё призвание и которой из 45 лет трудового стажа посвятил 35.

Заниматься пассажирскими перевозками Василий Александрович начал в иркутской автоколонне «1880». Куда только ни ездил. Основными же направлениями были маршруты до Жигалово, Бугульдейки, посёлка МРС на Байкале. В далёкие рейсы отправлялись с ночевой. Дороги тогда оставляли желать лучшего: сотни километров водители наматывали по убитой грунтовке.

 

– Как-то повёз людей в Жигалово, и на участке, где недавно прошёлся грейдер, выворотив камни, металлический мусор, я получил аж шесть проколов на колёсах! – рассказывает Василий Александрович. – Спасибо пассажирам: не пришлось просить – они сами без лишних слов помогли заменить шины, и делали это так слаженно, непринуждённо. До сих пор им очень благодарен.

На всю жизнь запомнилась история с пьяным – в буквальном смысле – рейсом. Нет, шофёры себе подобной вольности не позволяли, а вот пассажиры…

– Попросился один мужичок ехать стоя. На междугородних маршрутах это не разрешалось, но я согласился: всё-таки у него внучка родилась – спешил в Жигалово увидеть её. Говорит, сяду на рюкзак в проходе – никому не помешаю. Сначала всё было спокойно, а когда стали подъезжать к Манзурке, где обычно останавливались на обед, вижу: народ навеселе, а этот товарищ радостный ходит по салону с бутылкой, стаканом в руках и всем наливает. Рюкзак-то у него оказался набит водкой. Вдобавок весь автобус запел!

Доводилось Василию Александровичу по заказу филармонии сопровождать известных артистов. Среди звёздных пассажиров были Пугачёва, Хазанов, Буйнов, позже, в период работы в Шелехове – группа «Блестящие». Три года подряд возил на Байкал советника президента Ельцина. А для Надежды Кадышевой Буранов даже достал сибирский багульник.

– Дело было весной, мы возвращались с концерта в Ангарске. Она увидела багульник и так впечатлилась, что захотела его себе на дачу. Я предложил выкопать кустик, а поскольку лопаты с собой не было, пустил в ход монтажку.

«Пассажиры были доброжелательнее»

В составе автоколонны Василий Александрович колесил по области до конца 1980-х. Чтобы больше времени посвящать семье, перешёл на Шелеховское автотранспортное предприятие – ближе к дому. В тяжёлые 1990-е, когда вокруг царила разруха, ШАТП выживало, как могло. Не хватало запчастей, уходили водители. Но Василий Александрович своей профессии не изменил. Его верным напарником на 121-м маршруте Шелехов – Иркутск стал «ЛАЗ-695Н». На разных автобусах работал Буранов, но к этому, так называемому жёсткому «ЛАЗу» (из-за некоторых функциональных особенностей), буквально прикипел душой.

Василий Александрович застал то время, когда в областной центр ездили не через Олхинскую гору, как сейчас, а по нижней дороге через Смоленщину. Бывало, что курсировал и по Шелехову. Рабочий день Буранов начинал затемно, с подъёма в 4 утра (он и сейчас в ранние часы уже на ногах – привычка), пешком с 20 квартала шёл до ШАТП. Получение путевого листа, осмотр врача, проверка техники – и на линию! А на линии случалось всякое.

– Я делал последний рейс из Иркутска. И тут на пересечении 2-й Железнодорожной и Маяковского автобус ломается: срезало муфту сцепления. Машина заводится, но с места не трогается. Пассажирам пришлось толкать автобус, под горку я завёлся, включил скорость. Так без сцепления мы и катились до Шелехова. Еду потихоньку, а пассажиры на ходу выпрыгивают на остановках, как десантники.

Летом бензонасосы в автобусах сильно нагревались, справлялись с этим просто: кто-то поливал агрегат холодной водой, кто-то клал мороженое.  Техобслуживанием по строгому графику водители занимались преимущественно сами, при необходимости привлекали слесарей. За экономию резины, если она отхаживала два срока, полагалась хорошая премия, а вот расход бензина сверх нормы был чреват вычетом из зарплаты. Говоря о пассажирах, Василий Александрович замечает: разные, конечно, встречались, но всё-таки люди были доброжелательнее.

– В праздники пассажиры нас всегда поздравляли, студентка одна всем водителям дарила открытки.

Сохранилась у Василия Александровича любопытная фотокарточка, сделанная на «Полароид».

– В Смоленщине паренёк выходил из салона и вдруг сфотографировал меня, снимок подарил на память.

Историй с рейсов хватило бы, наверное, на целую книгу. С теплотой и ностальгией Василий Александрович вспоминает поездки, коллектив ШАТП, общение с пассажирами, особенные дежурства в праздничные дни.

Трудовой путь Буранов завершил в 2002-м. На заслуженном отдыхе очень скучал по работе, по родному «ЛАЗу» и однажды на вопрос сына «Хотел бы снова проехаться на нём?» ответил: «Если бы!». Но возможность осуществить желание вряд ли допускал. А вот сын задумал сюрприз…

Собирал автобус с миру по нитке

В детстве Андрей много времени проводил вместе с отцом на автобусе. После школы спешил сделать уроки, домашние дела – и бегом до автостанции, чтобы успеть на какой-нибудь рейс. Усаживался рядом с отцом в кресле «экскурсовода» (эти места в «ЛАЗах» считались привилегированными) – и напитывался духом дорожной романтики, путешествий, любовью к технике. С удовольствием помогал ухаживать за машиной, на Новый год мастерил гирлянды, которыми украшали салон. В семейном архиве бережно хранится листок с рисунком автобуса и коротеньким сочинением первоклассника Андрея о том, что в будущем он хочет стать водителем, как папа.

Идея подарить отцу автобус увлекла Андрея с головой. Найти в наши дни советский «ЛАЗ» оказалось весьма непросто. После долгих безрезультатных поисков подходящий экземпляр наконец удалось отыскать у частного перевозчика в Кемерове, откуда Андрей сам перегнал автобус на малую родину.

Машина была на ходу, в относительно пригодном состоянии, но требовала капитального ремонта: замены механики, приведения в порядок кузова и салона и много чего ещё. Часть восстановительных работ Андрей выполнял самостоятельно, где-то обращался за помощью к друзьям и специалистам в автосервисах. Иногда осторожно, ненавязчиво интересовался у отца, как они с товарищами решали те или иные технические проблемы.

– Мне хотелось максимально точно воссоздать автобус, на котором ездил папа. Сложность заключалась в том, что запчасти, раритетные аксессуары именно для «ЛАЗа» невозможно просто купить в магазине. Их приходилось доставать отовсюду: со свалок бывших автотранспортных предприятий, через интернет из разных уголков страны, по знакомым…

Например, оригинальный руль нашёлся в Ангарске, армейская аптечка пришла из Москвы, а знаменитое сиденье «экскурсовода» – аж из Севастополя. Лобовые стёкла, шторы на окна, табличка с указанием маршрута и другие аутентичные детали изготавливались на заказ. Андрей воссоздавал автобус скрупулёзно, до мелочей: вентилятор на рабочем месте водителя, кассетная магнитола, «розочка» на рычаге переключения передач, колпаки для колёс, те же бортовой номер и регистрационный знак…

Занял своё место даже плюшевый медвежонок – характерная примета в автобусах того времени: на передней панели водители размещали мягкую игрушку в виде какого-нибудь животного, стеклянные глаза которого благодаря подсоединённым к ним проводкам мигали, дублируя сигнал поворота или аварийки. Добавили соответствующей атмосферности билеты, пропуска того времени, фотографии.

Удивительное преображение старенького, казалось, отжившего свой век «ЛАЗа» заняло два года. Василий Александрович, разумеется, ничего не знал. В назначенный день под выдуманным предлогом Андрей попросил отца приехать на автостанцию и прихватить с собой водительские права.

– Пока ждал его, вокруг собрался народ. Бабушки подходили с вопросом «А что, маршрут возобновили?!». Маршрутчики, проезжавшие мимо, удивлённо засматривались…

Буранов-старший, увидев знакомый «ЛАЗ», от переполнивших эмоций даже схватился за голову. Подробно расспрашивал сына, изумлялся, как он втихушку провернул такую колоссальную работу. А потом без заминки, привычными движениями завёл мотор – руки-то помнят! – и поехал по городу.

– Люди, конечно, удивляются, – говорит Андрей. – Кто-то ни разу не видел такой транспорт, а на кого-то накатывает ностальгия по былой эпохе, когда «ЛАЗ» был народным автобусом. Один мужчина сказал: «Я глазам своим не поверил и чуть не заплакал! Будто в юность вернулся!». Водители-ветераны оставляли нам записки с благодарностью. Я безмерно рад, что удалось доставить отцу радость и подарить другим приятные моменты.

Подробнее о всех превращениях легендарного автобуса можно прочитать в увлекательном материале «Автобус ЛАЗ-695. Подарок отцу» Василия Ларина на сайте www.drom.ru.

Ксения ПЕТРОВА
Фото Василия Ларина и из архива семьи Бурановых