Любовь к своему делу как основа долголетия
Римма Васильевна родилась в 1930 году. Взаимоотношения в семье были искренние, родители всегда были внимательны друг к другу и к детям. Их не наказывали. Отец убеждал и приводил веские примеры, поощрял. В памяти и в сердце Риммы Васильевны остались любовь к родителям и воспитанное ими уважение к старшим.
Семилетку Римма окончила в Урике. Очень любила уроки русского языка и литературы и учительницу, которая эти предметы преподавала. Хотелось ей подражать, и вместе с подругой Раисой они поступили в Иркутское педучилище.
Профессиональный стаж Риммы Васильевны насчитывает около 60 лет. В 1948 году, в 17 лет, она стала учителем для 42 учеников. Сама, едва переступившая черту детства, со своими первоклассниками справилась на «отлично». К Новому году они все научились читать по выданному ей в районо одному букварю, и считать – по одному на всех учебнику арифметики.

Римма Ивановна
В 77 лет Римма Васильевна впервые не набрала новый класс… В 2007 году на заслуженный отдых учителя проводила школа № 6.
Любовь к педагогике у Риммы Ивановой — семейная. Её бабушка Татьяна Степановна Кочнева была учительницей, закончившей Енисейскую гимназию. Тётя также работала учителем, а племянница до сих пор преподаёт в начальных классах. Другие родственники тоже связали свою жизнь с педагогикой и с музыкой.
В гости к Римме Васильевне Ивановой мы, сотрудники музея, отправились в солнечный день конца сентября, незадолго до Дня учителя.
Она встречает нас и проводит к столу. Сначала – чаепитие и опыт долгожительства. Потом воспоминания о годах работы в школе. Они согревают, возвращают молодость и радость жизни. В них – желание поделиться опытом с сегодняшними учителями, передать им частицы доброты и тепла, которыми она когда-то наделяла своих учеников, любя их и своё дело.
Долгожитель – это прежде всего характер. Римма Васильевна благодушна и гостеприимна, сразу принимается угощать и … немного воспитывать. Учитель!
Она готовит салат из помидоров, выращенных в своей теплице и говорит, что эти овощи полезны для сердца.
А бабушка её на завтрак советовала съедать бутерброд с маслом и сыром в придачу к каше. В обед обязателен суп.
Помогают по хозяйству Римме Васильевне дети, внуки, правнуки. Все часто бывают у неё, угощаются пирогами. Стряпает она для хорошего настроения – теперь это её любимое дело.
Ещё и чтение. Показывает сочинения поэта Михаила Лермонтова в одном томе 1946 года издания. Книга повидала виды. Римма Васильевна взялась заново её перечитывать.
Вся профессиональная жизнь Риммы Ивановой была посвящена школам Шелехова и совхоза имени Куйбышева.
В совхозной школе осуществила четыре выпуска. После небольшого перерыва и работы в школе Иркутска вернулась в Шелехов. Шестой школе отдала 38 трудовых лет.
Именно в этом учебном заведении наша собеседница сама многому научилась: терпению, доброте, взаимовыручке, культуре общения. Здесь отметили её трудовые заслуги:
— 1970 г. – юбилейная медаль к столетию Ленина;
— 1975 г. – знак «Победитель социалистического соревнования»;
— 1984 г. – медаль «Ветеран труда»;
— 1993 г. – знак «Отличник народного просвещения РСФСР».
С огромной теплотой и ностальгией вспоминает учитель свою работу.
— Я так любила свою профессию! Даже после выхода на пенсию часто снятся уроки. Ночью просыпаюсь и мысленно веду уроки в первом классе, — рассказывает Римма Васильевна.
К каждому уроку она готовилась чрезвычайно тщательно. Собирала огромное количество дидактических материалов. Неустанно занималась самообразованием: выписывала и изучала профессиональные издания – журнал «Начальная школа», газету «Тысяча советов», которую выписывает до сих пор и читает с большим удовольствием.
Щедро делилась учитель с учениками: покупала за свои деньги чернильницы, кисточки и другие пособия, чтобы на каждой парте было всё необходимое. Никогда не жалела для этого средств.
Римма Васильевна с необыкновенным чувством вспоминает свою работу в маленькой поселковой школе, где царила особая атмосфера.
В школе было всего четыре классных комнаты, занятия шли в две смены. Несмотря на тесноту и отсутствие сменной обуви, царила идеальная чистота. Дети сами следили за этим: вытирали ноги, чистили обувь, дежурные проверяли чистоту. Даже учителям делали замечание, если они забывали тщательно вытереть подошвы. На переменах все классы выходили в коридор, вставали в круг и дружно пели пионерские песни, играли в «кошки-мышки». При школе был сад, где каждый класс выращивал на своей делянке яблони, ягоды или овощи. Это воспитывало в детях ответственность и любовь к труду. Родители с пониманием относились к школьным происшествиям. Учитель рассказывает случай, когда ученик упал и набил шишку, но родители не пожаловались, понимая, что это несчастный случай.
— Сейчас, конечно, не так относятся родители. Сейчас они совсем другие,– отмечает она.
Позже, работая в школах № 3 и 6, Римма Васильевна также отмечала высокий уровень дисциплины и любознательности учеников.
В шестой школе, например, день начинался с обязательной зарядки, которую проводил дежурный учитель или дежурные старшеклассники.
Несмотря на почтенный возраст, Римма Васильевна не чувствует себя забытой. До сих пор её навещают бывшие ученики, поздравляют с Днём учителя и 8 Марта.
Учитель передала в музей Г.И. Шелехова множество вещей, которые стали историей: свой личный портфель, саквояж, чернильницу, перьевую ручку, прописи и тетради 1946 года, учебники и методическую литературу разных лет, детские книги, что вслух читала ученикам и давала домой.
Сотрудники музея покинули её гостеприимный дом с новыми экспонатами. И уже скоро шелеховчан ждёт выставка «Учительница первая моя».
Татьяна ЯСНИКОВА
Фото из архива музея
Подготовила Евгения Рудых