
Маленький мир ручной работы
Столбушки, Крупенички, Подорожницы – такие незамысловатые названия носят народные куклы. Столетиями они впитывали в себя обычаи и традиции той культуры, в которой создавались. Непростая игрушка через века несёт многие знания об истории народа. Мастерство изготовления куколок не всегда признают полноценным ремеслом. С годами это умение и вовсе стали забывать. Однако и сегодня есть мастерицы, чья стихия — народные куклы. Секреты их изготовления раскроет Нина Антипина, методист по декоративно-прикладному творчеству культурно-досугового центра «Очаг».
– Нина Васильевна, как давно вы занимаетесь изготовлением кукол?
– Рукоделием я занимаюсь с самого детства. Вязанию, шитью научилась у мамы, а у бабушки в доме был настоящий ткацкий станок – кросны, который вызывал у меня неподдельное желание научиться прясть. Спустя годы, увлечение творчеством стало образом жизни. В 2009 году мне предложили возглавить творческую мастерскую «Русская изба», которая открылась при КДЦ «Очаг». За 15 лет работы создала там актив рукодельниц «Город мастеров», нашла преподавателей курсов и мастер-классов, востребованных техник рукоделия.
– Почему выбрали своим ремеслом именно изготовление кукол?
– Куклы – это неотъемлемая часть нашей истории, а так как я работаю с детьми, для них игрушка и кукла – это основное, через что идёт познание мира. В старину их умел делать каждый, даже дети. С помощью куклы мы изучаем историю, обряды и обычаи наших предков. Здесь ведь каждый лоскуток, каждая ленточка нарядов может рассказать всю жизнь.
– Какие материалы и технологии используете в своём творчестве?
– Материалы самые простые. Народная кукла всегда была из того, что было в доме. Из лоскутков ткани, которые остались после шитья одежды, из палочек, сена, соломы. Есть даже куклы из полена. В старых бабушкиных сундуках и сегодня многие находят незатейливые изделия из соломы, щепок, ниток и ткани. Таких кукол женщины рода делали для мужчин, детей и себя в разные периоды жизни. Мы с детьми делаем лоскутную народную куклу и нитяные куколки.
– Из какого необычного материала приходилось делать куклу?
– Самый необычный материал для наших детей – лыко. Это слой между основной древесиной и корой. Например, кукла-десятиручка в нашей мастерской сделана из лыка. Его мелко нарезают и материал получается похожим на солому. Эту куклу всегда делает женщина накануне праздника Покрова, когда садится за рукоделие. У куклы 10 ручек, и мастерица считала, что такая хозяюшка поможет ей управиться со всеми делами: прясть, ткать, вязать, вышивать, печь хлеб и ходить за домашней скотиной. Поэтому до сих пор сохранилась пословица «Вот было бы у меня 10 рук – я бы всё успела».
– Какие значения чаще всего несут ваши куклы?
– Мы работаем с детьми по народному календарю, по которому жили наши предки. По нему изучаем основные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и другие. Знакомимся с обрядами, куклами данного праздника, делаем куколку к каждому из них. Тряпичные куклы в русской традиционной культуре выполняли различные функции: игровые, целительские, обережные, обрядовые. Необычное и интересное дело – познание истории через этот вид творчества.
К примеру, кукла-перевёртыш. В ней одной целый мир. Она давно бытовала на Руси и называлась просто «девка-баба». Это игровая кукла, сочетающая образы женщины и девушки, связанные с народными фольклорными праздниками. Тут по косам видно, что это девушка, а несёт она блины, значит, радуется Масленице. Но вот лёгким движением руки мы поворачиваем фигурку и видим уже женский образ с пряничками, а не блинами. Перевёртыш — по-своему чародейная кукла. Дети заворожённо смотрят, как она может превращаться, например, сразу в шесть сказочных персонажей. Любопытно, что у народной куклы нет уникальности в лицах. В этом, вероятно, проявляется мудрость крестьянской педагогики. Предки считали важным дать ребёнку самому дофантазировать характер и особенности игрушки. В народе умели тонко чувствовать, через игру и фантазию готовили ребёнка к жизни и давали возможность развиваться его мышлению. Народное творчество порой примитивно на вид, но глубоко по сути.
– Сколько кукол насчитывает ваша коллекция?
– Я никогда не считаю своих кукол. Год назад в Доме ремёсел и фольклора проходила выставка моих работ. Когда я начала собирать экспонаты на неё, их получилось больше ста. Это только самые лучшие и самые значимые куклы. Сейчас, конечно, их стало ещё больше.
– Много детей посещают ваши занятия?
– Ребята приходят группами и классами. От 15 до 30 человек. Некоторые посещают мастерскую однократно, другие ходят в течение года. Сейчас я ожидаю группу из детского сада «Радуга», ребята будут заниматься по программе «Народная кукла». Будем проводить занятия раз в месяц и делать кукол по народному календарю. Были в работе и такие практики, когда мы с Лидией Николаевной Голубь – учителем из второй школы брали на обучение детей с первого класса и вели до четвёртого. За четыре года они побывали на занятиях 25 раз.
– А взрослые посещают вашу мастерскую?
– У меня есть творческое объединение «Город мастеров», где занимаются люди старшего поколения. Каждый уже освоил какое-то рукоделие, ремесло. На занятиях всегда комфортная атмосфера и творческий настрой. Общаемся, обмениваемся опытом, проводим мастер-классы. Вместе участвуем в выставках и ярмарках. Конечно, освоить все техники я не в силах, но каждый год перенимаю одну-две новые. Научилась валять из шерсти бусы, броши, цветы, игрушки, постигла азы декупажа, попробовала себя в вышивке лентой, но неизменной и единственной моей любовью остаётся народная лоскутная кукла.
По материалам Евгения Яшкина подготовила Евгения РУДЫХ
Фото Нины Антипиной