МУЗЫКА КАК ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО

Думаю, немного в Шелехове найдётся ребят, которые в 15 лет имеют столько наград и званий, как выпускник хорового отделения Центра искусств им. К.Г. Самарина, лицеист Константин Забобонин. За заслуги в области культуры и искусства в 2014 году он стал стипендиатом мэра, а в 2015-м – губернатора Иркутской области. Нынешним летом Константин в составе детской делегации побывал в Японии в городе-побратиме Номи.

«Сколько лет пою? – переспрашивает Константин Забобонин. — Да, наверное, с тех самых пор как научился говорить. Одно из самых ярких воспоминаний детства – это когда мы всей семьёй идём на дачу и поём». Заметив способности сына, родители записали его на хоровое отделение Центра искусств. Здесь когда-то училась играть на скрипке его мама. Уж она-то знает, насколько это увлекательное и полезное дело – музыка.
Петь Константин обожает и сегодня — как духовные произведения, так и эстраду. Помню, насколько виртуозно и вдохновенно вместе с другими солистами «Весны» исполнял он песню «Старый рояль» из кинофильма «Мы из джаза». С хором «Весна», руководит которым Лада Валерьевна Бикбова, он участвовал в десятках концертах и конкурсах и даже побывал за границей. В 2013 году на международном фестивале «Мосты дружбы» в Чехии шелеховский коллектив занял первое место.
Воспитанники хорового отделения изучают также сольфеджио, музыкальную литературу, фортепиано. «Игра на инструменте стала для меня гораздо большим, чем дополнительный предмет, — рассказывает юный музыкант, — своим увлечением я обязан педагогу Татьяне Борисовне Дурмановой, с которой занимаюсь уже восьмой год. За столько лет мы с ней подружились, у нас похожие характеры и интересы. Она очень требовательный педагог, но если видит заинтересованность ученика, то не жалеет времени и сил, чтобы помочь ему достигнуть желаемого результата».
Впервые как пианист Константин заявил о себе в 2014 году в Новосибирске на Всероссийском конкурсе «Сибирский подснежник» и сразу стал лауреатом первой степени. Закрепил успех он и в 2015-м на конкурсе «Русское скерцио». Хотя Константин был самым юным участником в старшей возрастной группе, его игра была удостоена диплома первой степени. В 2016-м он вошёл в число победителей конкурса «Самоцветы Сибири». Успешным было участие и в заочном туре международного конкурса. Дипломом первой степени высокое жюри отметило запись с его игрой. Вместе с педагогом Т.Б. Дурмановой он был приглашён во Францию на следующий, очный тур, но из-за отсутствия спонсоров эта поездка не состоялась.
Константин – человек не по годам серьёзный, основательный. Любое дело, за которое берётся, старается изучить досконально, потому и по другим предметам у него имеются немалые успехи. Так, в областной, а затем и во всероссийской олимпиаде по теории музыки он занял второе место. На одном из конкурсов по этому предмету получила высокую оценку и работа Константина о «Революционном этюде» Шопена. «Это гениальное произведение с фантастической гармонией имеет патетический, революционный характер. Мне по своему мироощущению оно особенно близко. От теории я перешёл к практике, — улыбается Константин, — и теперь часто исполняю этот этюд на сцене».
Вторая теоретическая работа посвящена балету Игоря Стравинского «Весна священная», феномен которого ещё недостаточно изучен, хотя ему уже больше ста лет. Кстати, впервые это произведение Константин услышал на концерте классической музыки, проходившем в рамках фестиваля «Звёзды на Байкале». Вместе с педагогом Татьяной Дурмановой они стараются не пропускать выступления известных музыкантов и называют их «выездными уроками».
Константин пришёл в Центр искусств семилетним ребёнком. А сегодня это уже серьёзный, не по годам ответственный и развитый, талантливый молодой человек. Он уверен, что его личность во многом сформирована педагогами Центра: «Они развили мои вокальные способности, научили музыкальной грамоте, игре на фортепиано, расширили кругозор. А ещё я получил неоценимый опыт выступления на сцене. Для этого нужно суметь в нужный момент собраться, справиться с волнением, более холодно мыслить, рассуждать. Эти навыки помогают мне в жизни. Легче даются точные предметы, где нужно многое структурировать, строить алгоритмы. Да и на уроках литературы и истории мне порой пригождаются знания об истории музыки и искусства».
Константин учится на втором курсе естественно-научного факультета Шелеховского лицея, отличник. Мечтает стать врачом, как и мама. «Профессия эта очень тяжёлая и сложная, нужная и интересная», — говорит он.
Мой собеседник – человек разносторонний. Обожает читать, особенно историческую литературу. А ещё в последнее время увлёкся литературой потерянного поколения – Ремарком, Хеменгуэем. Занимается спортом: футболом, шахматами. Словом, проявляет себя в разных сферах деятельности.
В этом году он побывал в Японии с детской делегацией нашего города. Кстати, в одной из школ Номи он исполнил этюд Шопена. Оказывается, в Стране восходящего солнца всё образование – и основное, и внеурочное – проходит в средней школе, где очень высок уровень преподавания различных искусств. В зависимости от талантов мальчишек и девчонок здесь обучают рисованию, игре на музыкальных инструментах. Константин уверен, что углублённое изучение музыки не помешало бы и российским школьникам.
Центр искусств стал для Константина вторым домом. Нынешней весной он получил свидетельство об его окончании, продолжает заниматься у любимых педагогов в восьмом, дополнительном классе. И хотя своей будущей профессией решил выбрать медицину, без музыки себя уже не представляет: «Она помогает мыслить, развиваться и наполняет каждый день множеством ярких красок. Это моё жизненное кредо, которое всегда будет со мной».

Ольга СОЛОВЕЦКАЯ