Нездоровая конкуренция: кто «выдавливает» с рынка перевозок новый маршрут № 108?



Чуть больше недели в районе работает маршрут №108, который запустили по многочисленным просьбам жителей Чистых Ключей, Введенщины и Баклашей. Пассажиры сразу же оценили его удобство, но есть и те, кому он помешал. Теперь каждый рейс 108-го сопровождают автобусы других маршрутов: из города в Чистые Ключи и Введенщину – 104-й, из Введенщины эстафету принимает 102-й. Причём это не предусмотренный расписанием транспорт. Расчёт простой: оставить новый маршрут без пассажиров.

Предыдущие годы связь этих поселений с городом обеспечивали маршруты №№ 102 и 104, которые обслуживает ООО «Народный маршрут». И у сельчан было немало претензий к перевозчику: не всегда соблюдалось расписание, у маршрута № 104 – схема движения, а после сокращения количества рейсов автобусы ходили переполненные.

Такая ситуация возникла в апреле прошлого года. Как объясняли в «Народном маршруте», из-за пандемии снизился пассажиропоток, поэтому ежедневные рейсы они сократили. А между тем люди ездили в забитых до отказа автобусах.

Администрация Шелеховского района неоднократно направляла в адрес «Народного маршрута» письма о том, что вопрос необходимо решать, ведь маршрут через Чистые Ключи до Введенщины востребован жителями. Также предлагалось продлить схему движения маршрута №102 до конца Введенщины. Но перевозчик ответил отказом, аргументируя тем, что это нерентабельно.

Большое количество жалоб поступало от жителей по проблемному участку, который находится между посёлком Чистые Ключи и селом Введенщина, где строится жилой комплекс, – объясняет начальник управления территориального развития и обустройства администрации Шелеховского района Наталья Шерстнёва. – Поэтому мы спланировали кольцевой маршрут, в начале июня провели открытый конкурс по определению перевозчика, который выиграл предприниматель Сергей Гурьев. 108-й автобус начал работу. А теперь получаем информацию о том, что «Народный маршрут» выпустил дополнительный транспорт на рейсы №102 и №104. Уведомление об изменении расписания и добавлении рейсов перевозчик не предоставил.

Жители Введенщины и Чистых Ключей рады новому маршруту. Теперь они не переживают, что не попадут домой, автобусы ходят каждые полчаса, до позднего вечера, да и цена за проезд ниже. Но действия автобусов № 104 и № 102, которые стремятся обогнать 108-й, заставляют их беспокоиться: выдержит ли новичок такую конкуренцию?

Как рассказали в администрации района, после проведения конкурса, на который «Народный маршрут» не заявился, пришёл запрос от заместителя главы города Андрея Никитина с просьбой предоставить всю документацию по конкурсу и новому маршруту, хотя городская администрация никакого отношения к межпоселенческим перевозкам не имеет. Такой же запрос пришёл от юристов «Народного маршрута», а дальше последовала жалоба в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области.

Прокомментировать ситуацию мы попросили нового перевозчика.

Первый день на рейсе отработали нормально, – рассказывает директор ООО «Медавтотранс» Сергей Гурьев. – А со второго начался захват 108-х. Автобусы №№ 102 и 104 идут прямо перед нами. Мы специально сделали расписание маршрутов с разницей в 15 минут, то есть учли интересы «Народного маршрута». Теперь они летят толпой, собирая всех пассажиров, а потом жители ждут их по полчаса. Не для народа такая предприимчивость.

Не найдя других инструментов воздействия, инициативная группа жителей вместе с перевозчиком решили записать видеообращение к президенту Владимиру Путину. По их мнению, происходит превышение полномочий, и с этим нужно что-то делать.

За комментарием мы обратились и к «Народному маршруту».

Дополнительные рейсы мы не выпускали и расписание движения не меняли, – говорит генеральный директор «Народного маршрута» Маргарита Чугуевская. – Учитывая, что на дорогах идёт ремонт, отклонение от графика на несколько минут в пригородных маршрутах считается нормой.

Тем временем жители обратили внимание, что 104-й вновь стал ходить по старой схеме движения – до Введенщины. Администрация района держит ситуацию на контроле, информацию обо всех нарушениях, допущенных перевозчиком «Народный маршрут», отправят в Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области.

А чей интерес?

На прямой линии с жителями в своём Инстаграм мэр города Сергей Липин рассказал, имеет ли он отношение к «Народному маршруту».

– Часто меня спрашивают, какое отношение пассажирский транспорт имеет ко мне. В частности, «Народный маршрут». Конечно же, он ко мне имеет прямое отношение. Это, по сути, мой третий ребёнок, я это предприятие создавал. Я не могу к нему равнодушно относиться. Юридически, когда был избран главой, закон обязывал снять с себя полномочия по руководству предприятием и выйти из учредителей. Для меня это был непростой шаг. На сегодняшний день, к сожалению, никакого влияния на работу этого предприятия оказывать не имею права.

Марина ДЁМИНА