ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

В начале декабря традиционно отмечается декада инвалидов. Она приурочена к Международному дню инвалидов, который с 1993 года по решению Организации Объединенных Наций отмечается 3 декабря.  Во всём мире проводятся специальные мероприятия, не позволяющие забыть о многих проблемах людей с ограниченными возможностями. Однако основная цель этого праздника вовсе не вызвать жалость, а наоборот напомнить, что инвалиды находятся наравне со всеми членами общества.

В рамках проведения декады инвалидов в областной спартакиаде команда Шелеховского районного отделения Всероссийского общества инвалидов (ШРО ВОИ) показала хороший результат в трёх видах спорта, а 2 декабря в центральной библиотеке прошли мастер-классы по декупажу и декоративно-прикладному творчеству. Занятия проводили педагоги детской художественной школы им. В. И. Сурикова и руководитель студии «Палитра» Екатерина Мудрая. Представители общества инвалидов с большим увлечением изготовили своими руками фоторамки и подставки под горячее. Для всех желающих провели индивидуальные консультации и ответили на все вопросы  специалисты Центра занятости населения, районной больницы, Фонда социального страхования, управления Пенсионного фонда, управления соцзащиты. С 3 декабря в городском музее  Г. И. Шелехова работает выставка картин «Тепло души», а 6 декабря в кинотеатре «Юность» дети с ОВЗ смогут бесплатно посмотреть анимационный фильм «Холодное сердце 2».

Как отметила начальник управления образования Ирина Шишко, во всех образовательных учреждениях в рамках предоставления образовательных услуг созданы благоприятные условия обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ, учитывающие психофизиологические особенности детей с различными нарушениями. Для родителей (законных представителей) организованы консультационные пункты, работа которых направлена на оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи по вопросам воспитания и развития детей.

Для обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ, детей-инвалидов работает детский сад № 1 «Буратино», где десять групп компенсирующей направленности, из них три – для детей с тяжёлыми нарушениями речи, одна – для детей с нарушением интеллекта, пять групп для детей с задержкой психического развития и группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» для детей-инвалидов.

Подобные восемь групп открыты на базе других шести муниципальных дошкольных образовательных учреждений.  В детском саду № 4 «Журавлик» есть группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которую посещают восемь малышей. 

В течение года в управление образования по вопросу доступности дошкольного образования обратились 94 родителя  (законных представителя), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Все обращения удовлетворены, выданы путёвки на устройство детей в группы компенсирующей направленности.

В общеобразовательных организациях района 515 человек охвачены системой коррекционно-развивающего обучения, отметила Ирина Юрьевна.  Дети с ОВЗ и дети-инвалиды продолжают обучение и совместно (инклюзивно) в обычных классах. В том числе 17 детей обучаются по основным общеобразовательным программам, 477 детей – по адаптированным образовательным программам, 21 ребёнок с нарушениями опорно-двигательного аппарата – в общеобразовательных классах (инклюзивное обучение), а 103 ребёнка находятся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям.

В целях сопровождения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и  инвалидов в общеобразовательных организациях района  работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы, которые в  2019-2020 учебном году провели уже более 150 индивидуальных консультаций для родителей (законных представителей).

В этом учебном году продолжена работа по реализации муниципального сетевого проекта «Создание доступной среды для развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями». В рамках проекта проведено 29 сетевых мероприятий, в которых участвовало 338 педагогов, а 54 родителя стали участниками этих мероприятий.

Школа №  5является  пилотной площадкой по созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в образовательный процесс. На базе школы проведены учебные, коррекционные, логопедические, лечебно-физкультурные занятия с использованием имеющегося материально-технического оборудования, кадрового потенциала для обучающихся образовательных организаций Шелеховского района, их родителей (законных представителей), педагогических работников. Для ознакомления общественности, родителей с созданными в школе условиями обучения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата традиционно в феврале проводятся дни открытых дверей, где демонстрируется имеющееся оборудование, учебные программы, а также оказывается консультационная помощь. 

Кроме того, в школе успешно реализуется проект «Школа, доступная каждому». Здесь ежегодно увеличивается количество обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Родители целенаправленно выбирают именно эту школу, потому что здесь создаются максимально комфортные условия для каждого ребёнка с особенными потребностями в школе. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата обучаются совместно со сверстниками, учатся эффективной коммуникации, социализируются. Инклюзивное обучение способствует привлечению внимания всех участников образовательных отношений к проблемам детской инвалидности, формированию позитивного отношения к детям с особыми возможностями и потребностями.

Педагоги постоянно повышают своё мастерство через посещение семинаров, круглых столов, мастер-классов, вебинаров районного и регионального уровней.

В школе № 1 успешно реализуется проект «Создание модели адаптивной школы «Школа равных возможностей». В рамках создания модели адаптивной школы  организовано инклюзивное образования для 109 обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, создана модель персонифицированной образовательной среды ребенка   с ОВЗ, ребёнка – инвалида и организована система  психолого-педагогического сопровождения. Работа осуществляется через тесное взаимодействие всех служб и специалистов на основе нормативно-правовой базы школы.

Для детей с ОВЗ, детей-инвалидов Центре творчества с 1 сентября реализуются пять программ для данной категории детей. На базе клуба «Ирбис» – программы «Цветная планета для особенных детей» и «Содружество», на базе клуба «Цветная планета» – программа «Вот умелец я какой», на базе клуба «Юный техник» –  программа «Школа светофорных наук», программа «Тропинки детства» для детей-колясочников.

В рамках программы «Дополнительные меры поддержки для отдельных категорий граждан Шелеховского района» на 2019-2030 годы в этом году созданы специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в пяти образовательных организациях района: установка пандусов, замена входной группы  в школах №  2, 6,  9, 11, дооснащён специализированным оборудованием для удобства посещения граждан с ограниченными возможностями здоровья городской музей Г.И. Шелехова.

СОБ. ИНФ.