Остановилось сердце
Скоропостижно скончался первый начальник ГАИ-ГИБДД Михаил Стельмахович
Накануне в субботу он как всегда шутил с женой по телефону, говоря, что скоро будет дома, а в воскресенье, 7 февраля, Михаила Владимировича Стельмаховича не стало. На шестьдесят седьмом году жизни остановилось сердце. Такое доброе, большое, щедрое и сильное.
Его шутки поднимали жизненный тонус родным, друзьям, коллегам и всем, кому посчастливилось его увидеть. Даже нарушителям правил дорожного движения. В ГАИ в 1984 году он пришёл по приглашению старшего инспектора Владимира Петровича Толмачёва. До этого работал начальником автоколонны в Шелеховском автотранспортном предприятии. Позже Стельмахович смеялся: «Не заметил, как двадцать лет отслужил!».
– Михаил Владимирович вошёл в коллектив с первого дня и его тут же признали своим. Он быстро нашёл общий язык с коллегами, а для Толмачёва стал не только ценным сотрудником, но и тем самым плечом, на которое можно опереться без оглядки, – вспоминает Елена Козлова.
Несколько лет Стельмахович служил инспектором по техническому надзору, потом был назначен старшим госавтоинспектором, а когда в Шелехове создали отделение ГАИ, он стал первым начальником. Коллеги вспоминают, что Михаил Владимирович умел не только спросить с подчинённого по всей строгости, но и организовать работу, научить молодёжь. Перед рейдом он сначала проводил новичкам инструктаж. Рассказывал, как правильно подходить к машине, как общаться с водителями, заполнять протокол. После этого садился в экипаж и ездил, зачастую не просто наблюдая, но и вмешиваясь в процесс. Себя критиковал наравне со всеми, частенько вспоминая один из первых рейдов в Большом Луге.
Вместе с сослуживцами они догоняли мотоцикл «Урал», водитель которого сумел окольными путями добраться до своего двора и спрятаться от сотрудников в стайке.
– Мы забежали следом в ограду, доставая на ходу пистолеты. Ворота на случай отступления оставили открытыми. Заглядываем за угол хозпостройки – видим нарушителя, в руках у которого, слава богу, ни вил, ни другого оружия нет. Стельмахович спокойно с ним поговорил, потом помогли ему мотоцикл в ограду закатить, но что-то неадекватное в голосе начальника я успел приметить, – вспоминает Виктор Сахипзадин.
Уже сев в служебный автомобиль, Михаил Владимирович признался, что, ожидая сопротивления от водителя мотоцикла, он на бегу машинально передёрнул затвор пистолета и наставил на человека готовое к стрельбе оружие. Потом Стельмахович ещё долго переживал, что мог бы убить мотоциклиста за нарушение правил дорожного движения. Вот поэтому впоследствии так досконально лично инструктировал всех стажёров.
– Он сам проехать мимо нарушения просто не мог. Сколько раз получалось – едем на обед и видим, что кто-то нарушает правила дорожного движения. Стельмахович командует: «Включай сирену!», и мы разворачиваемся, чтобы преследовать и догнать. СГУ на моём служебном автомобиле сгорали за месяц, но догоняли всех, – вспоминает Дмитрий Богоутдинов.
Остановив нарушителя, начальник ГАИ чаще всего просто забирал документы, говоря: «Жду к 16:00 в моём кабинете». Иногда к назначенному времени там собиралось 3-4 человека, и Стельмахович, не жалея времени, по часу пропесочивал нерадивых водителей, считая профилактику основой безопасности. Этого часа безо всяких протоколов многим хватало на всю жизнь.
Но если дело касалось пассажирских перевозок, начальник ГАИ не ограничивался беседой. Иногда на автостанции собиралась толпа народа, которая шла жаловаться на отсутствие автобусов к Надежде Бадмаевой. Та разводила руками: «Сегодня сам Стельмахович на контрольном выезде, снял у трёх из пяти автобусов номера!».
– Он на контрольном выезде в любом предприятии всегда лез в яму вместе с инспекторами, знал наперечёт слабые места транспорта, начиная с легковых автомобилей и заканчивая грузовиками. Помню, как меня учил снизу обследовать «ЛИАЗы», у которых были проблемы с ограничительными тросиками пневмоподвески, как показывал неисправный ручник у «Москвичей», и так далее, – делится Богоутдинов, который пришёл в ГАИ на должность инспектора по техническому надзору.
Михаил Владимирович не просто организовывал рейды, в которых участвовало до 17 экипажей сотрудников ГАИ, но и любил сам быть в гуще событий, не считаясь с личным временем. Голос Стельмаховича звучал по рации и в 20 и в 21 час, что давало мощный стимул коллегам. А начальник постоянно находился в движении. То в администрации что-то для ГАИ выбивает, то недостроенное здание восстанавливает, чтобы отделение наконец-то въехало в новенькие кабинеты, с классом для служебной подготовки и тиром. Его организаторские способности ценили и в Управлении ГИБДД по Иркутской области, и в Шелеховском ГОВД, где он после ГАИ служил начальником тыла.
Много хорошего вспоминают о нём сослуживцы, и касается это не только работы. Вместе с Валерием Щегловым, начальником транспортного цеха ИркАЗа, он заложил традицию проведения волейбольных турниров на день автомобилиста. Классный волейболист, Стельмахович умел и подачу покруче завернуть, и мяч почти с земли поднять, заражая других любовью к командному спорту. На работе и в жизни он всегда оставался настоящим мужиком. Уроженец Тайшетского района шуткой-прибауткой из чисто народного фольклора мог снять напряжение любого момента, даже если дело касалось водителя, который просил начальника ГАИ не лишать его прав. Многие сослуживцы, взяв его прибаутки на вооружение, до сих пор применяют их в быту, с улыбкой вспоминая Михаила Владимировича.