Парадоксы моды или носить ли русский костюм


20 августа 2024 года


С 10 по 11 августа в Тальцах прошёл 9 международный фестиваль «Хоровод ремёсел на земле Иркутской», который проводит областная общественная организация «Ассоциация мастеров народного творчества и художественных ремёсел «ОНИКС». В нём участвовали местные мастера и гости из Молдовы, Верхнеленска, Бурятии. Одним из мероприятий фестиваля был показ Театра народного костюма. Участница из Введенщины Евгения Ященко продемонстрировала свою новую коллекцию «Две сестры».

Три года назад она увлеклась шитьём современной и старинной одежды, стала членом Союза мастеров народного искусства «ОНИКС». Евгения Петровна помнит, как пришла идея этой коллекции.

– Когда я ехала за рулём, задумка пришла сразу вместе с названием: «Две сестры». Мы как будто смотрим в зеркало и видим двух сестёр из разных столетий: одну из 19 века, другую из нашего времени. Они встречаются и идут вместе: первая в своём традиционном платье, вторая – в современной модной одежде с элементами этого же старинного наряда, – рассказала Евгения Ященко. – Смысл в том, что традиционный русский наряд был настолько хорошо продуман, практичен, прост в изготовлении и функционален, что забывать этот опыт просто нельзя.

С одной стороны, обряды предков из поколения в поколение диктовали соблюдение определённых норм в одежде, церковь тоже контролировала внешний облик прихожан – эти традиции необходимо сохранять как подлинную историю народного быта. Однако и в те времена имелись различные нюансы в оформлении костюмов даже в соседних деревнях. Перемены естественным образом входили в повседневную жизнь чаще всего из казачьих поселений. Казаки из походов привозили своим жёнам красивые подарки, эти новшества затем уходили в народ.

– Светлана Владимировна Ерёмина, исполнительный директор «ОНИКСа», – пояснила Евгения Петровна, –  настаивала, чтобы мы работали с Госкаталогом – основным первоисточником по созданию народного костюма. По нему мы создавали свою первую коллекцию после полугодовых курсов обучения. На заключительном этапе нам надо было сфотографироваться в костюмах, и мы в них пошли по улице Карла Маркса искать место для съёмок. Машины сигналили, люди останавливались, кричали нам: «Девчонки, вы классные!» Но бывает другое отношение. Я часто хожу в народном костюме, и меня спрашивают: «Вас заставляют так ходить?» – «Нет, мне самой нравится», – отвечаю.

Костюмы в процессе носки не столько штопались, сколько перешивались. Верхняя часть всегда сшивалась крепко, хорошо обрабатывались швы. Нижняя часть (станина) пришивалась, как говорилось, «на живульку», чтобы её можно было легко отпороть и заменить на новую. Отпоротая ткань стиралась, заменялась или шла на одежду младшим. К верхней части можно было пришить праздничные рукава с вышивкой или рюшами, иногда носили без рукавов под рубаху. Всё легко заменялось, потому что шилось из квадратов и прямоугольников, которые подгонялись по фигуре сборками.

Одежда была многослойной и носилась по-разному: распоясано или с разными поясами; с нижней юбкой или без неё; с душегреей или шушуном. Главное, что всё шилось из натуральных тканей, и было очень приятно в носке.

Традиционные наряды для современности 

Месяц назад Евгения познакомилась с профессиональной моделью из Улан-Удэ, участницей «Иркутской недели моды» Натальей Молодеевой и пригласила её на показ своей коллекции. Наталья демонстрировала праздничный покосный костюм, в который одевался на обряд начала сенокоса. Во время покоса носили в основном белую одежду – она не выцветала и лучше оберегала от жары.

– Мне очень понравилась на этом фестивале, здесь неповторимая притягательная атмосфера. Я впервые надела настоящий народный костюм, он такой лёгкий и приятный к телу, – поделилась впечатлениями Наталья Молодеева. –  Эти наряды греют душу искусством, творчеством и стариной. Мне сегодня даже волосы заплели определённым образом, чтобы косынка не слетала – эти маленькие старинные детали на самом деле очень ценны.

Наталья Молодеева в праздничном покосном костюме

Приём плетения кос, о котором рассказала Наталья, раньше считался приемлемым только для замужних женщин, сегодня он известен, как «французская коса». Отделку края одежды руликом у нас использовали веками. Вариант рулика применила Коко Шанель в своём знаменитом твидовом костюме, который до сих пор находится в списке высокой моды. Евгения Ященко так же использовала этот метод в отделке кухфайки – старинной верхней одежды, – сшитой для дочери Вики. Вика носит её как повседневную курточку.

Кухфайка – тёплая стёганая одежда снаружи шилась из тёмной немаркой ткани, а внутри – из яркой, потому что русской душе всегда хотелось праздника. Евгения Петровна сшила такую же себе и две новых для своей коллекции: без рукава и с рукавом.

Евгения и Вика Ященко в народных кухфайках 

Очень современно смотрится созданное ею полуплатье, скроенное на основе традиционного, только без рукавов. Под него можно надеть любые футболки, использовать разные пояса и аксессуары.

К традиционно сшитому платью, хорошо вписался капюшон. Комплект с длинным жёлтым жилетом на основе русской рубахи гармонично сочетается с современными чёрными брюками и коротким топом.

Совмещение традиций и сегодняшней моды – это настолько тонкая грань, что легко скатится в пародию или китч. Поэтому важно, соблюдая объёмы и формы, передать в современном костюме энергетику народного кода, удобство и свободу ощущений. К этому и стремится Евгения Яншина. Она шьёт, участвует в оформлении выставок, проводит мастер-классы. На выставке ВДНХ в Москве она познакомилась с коллегой и получила приглашение в жюри на фестиваль «Душа России», который на следующей неделе организует «Союз казаков Бурятии».

Светлана Чайко

Фото автора и Е. Ященко