Перевозчики добились пересмотра дела об итогах конкурса, по которому маршруты направлением “Шелехов-Иркутск” выиграл “Народный маршрут”


21 августа 2021 года


Почти полтора года длятся судебные разбирательства по поводу конкурса на право пассажирских перевозок сообщением Шелехов-Иркутск. Местные перевозчики требуют признать его результаты недействительными. Но суды упорно не замечали их доводы. В начале августа спор рассмотрела кассационная инстанция – Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Он отменил предыдущие решения как необоснованные и направил дело на новое рассмотрение.

Конкурс с одним победителем
Напомним, в апреле прошлого года Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области провело конкурс по определению перевозчика на право межмуниципальных пассажирских перевозок. Маршруты выставлялись лотами. Первым – № 120 и № 126, третьим – № 321, шестым – № 333 и № 334, седьмым – № 119. Участие в конкурсе приняли несколько местных перевозчиков, но их технично обошёл «Народный маршрут».
Товарищество предпринимателей Сергея Гурьева, Виктора Копылова и Алексея Орлюка, которое выдвинулось на маршруты № 333 и № 334, сняли с конкурса по причине несоответствия класса одного из автобусов конкурсным требованиям, и победа автоматически досталась «Народному маршруту». Предприниматель Любовь Пинчукова заявилась на маршруты № 120 и № 126 и по сумме баллов заняла второе место. А победил снова «Народный маршрут», объединившийся в простое товарищество с иркутским перевозчиком «Слава». В результате «славный народный» заполучил все маршруты, которые создавали и по которым работали другие перевозчики – №№ 120, 126, 333 и 334, а также остались на своих – № 119 и № 321. Получилось, что практически всеми перевозками из Шелехова в Иркутск стало заниматься одно предприятие.

Закрыли глаза
Важно отметить, что «Народный» и «Слава» выставили одинаковый комплект из 26 автобусов на все лоты. А ведь чтобы закрыть потребности маршрутов, нужно было 75 машин: например, по двум лотам требовалось предоставить по 24 автобуса, ещё по одному – 20, и на четвёртый – 7. На осмотр автопарка, который проводила конкурсная комиссия, перевозчик также пригнал не все автобусы. Кроме того, позже выяснилось, что одна из якобы осмотренных машин товарищества была в то время на Ольхоне, никуда с острова не выезжала и не могла числиться в их автопарке, потому что находилась под лицензией другого перевозчика. Еще одна машина и вовсе принадлежала предпринимателю Сергею Гурьеву.
Но такие подтасовки не смутили организатора конкурса, и он признал простое товарищество победителем, выдал ему свидетельство об осуществлении перевозок и карты маршрутов. И аннулировал карты предпринимателя Сергея Гурьева, которые должны были действовать еще почти три месяца.
Шелеховские перевозчики, обескураженные итогами конкурса, пожаловались в Федеральную антимонопольную службу по Иркутской области. Там признали, что конкурсная документация составлена с ошибками, но отменять результаты не стали, отправив стороны разбираться в суде.

На новое рассмотрение
За полтора года дело рассмотрели в нескольких судах, в том числе в апелляционном, но все они признавали конкурс состоявшимся. Перевозчики дошли до Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, и тот пришёл к выводу, что предыдущие решения не обоснованы, так как суды не учли доказательства, представленные предпринимателями.
Как следует из постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, «предоставление на разные рейсы одних и тех же ТС ведёт к невозможности обеспечить бесперебойную перевозку по всем маршрутам одновременно, что может свидетельствовать о заведомой невозможности выполнения победителем конкурса принятых на себя обязательств». Кроме того, суд подчеркнул, что действия организатора конкурса «могут свидетельствовать о создании преимущественных условий для одних участников конкурса и ограничения его для других». Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал жалобу предпринимателей обоснованной и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Также стало известно, что предприниматель Сергей Гурьев подал иск в суд с требованием возместить ущерб за вынужденный простой из-за аннулирования его маршрутных карт раньше срока.

Что на практике?
В прошлом году после смены перевозчиков ситуация с проездом до Иркутска усугубилась. Жители жаловались, что маршруток стало мало, автобусы №№ 321, 333 и 334 редко выходят на линию. На остановках большие очереди, транспорт переполнен. Тогда редакция направила запрос в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, которое организовало проверку. Оказалось, что участники товарищества самоустранились от выполнения перевозок по расписаниям. При этом в ведомстве пояснили, что не вправе применять административные меры к недобросовестным перевозчикам, но «проводят работу по принуждению их к выполнению своих обязанностей согласно условиям выданных свидетельств».
Прошло больше года, а ситуация не меняется. Жители всё так же жалуются, что утром сложно уехать из Шелехова, а вечером – из Иркутска.
– В июне и июле после 18:00 на остановках скапливались огромные очереди, – рассказывает Ирина. – Уехать было практически невозможно, иной раз доезжала на такси. Сейчас не скажу, что стало лучше, добираюсь с трудом, в основном стоя.
По словам горожан, маршруты № 321 и № 333 давно не появлялись на остановках, 334-й собирает пассажиров с «Бонуса», а не с автостанции, как заявлено в расписании. В основном жители уезжают на 119-м и 120-м, но и к их работе есть претензии. С конечной остановки автобус № 120 приезжает к «Бонусу» практически заполненным, и людям приходится ехать стоя или ждать следующую маршрутку. Что уж говорить о пассажирах, пытающихся попасть в Иркутск с других остановок. Также и в Иркутске: машины заполняются под завязку уже в центре города.
Прокомментировать ситуацию мы попросили «Народный маршрут».
– Жалоб от жителей к нам не поступало, – говорит генеральный директор «Народного маршрута» Маргарита Чугуевская. – Маршрута № 333 теперь не существует, потому что он полностью дублировал схему движения 120-го. Чтобы подобные рейсы «не размножать», мы их закрыли, карты маршрута перенесли на № 120. Автобус № 334 на автостанцию заходит, но формируется в микрорайоне. Сейчас пассажиропоток небольшой, как только он увеличится, выпустим дополнительный транспорт.
Редакция вновь направила запрос в Минтранс региона, чтобы выяснить информацию по маршрутам, закрытым перевозчиком. Ответа на момент отправки номера в печать не получили. Но остается вопрос: зачем захватывать весь рынок перевозок, если нет возможности обеспечить его транспортом?
Марина ДЁМИНА