Погружение в этнографию



24 ноября «ЭТНОдесант» высадился на территории гимназии. Креативные «десантники»  провели культурно-образовательные учения в формате квиза между командами старшеклассников.

«ЭТНОдесант» – один из 14-ти региональных проектов-победителей, которые выиграли федеральные гранты в конкурсе «Росмолодёжь». Если сказать точнее, им удалось обойти 250 претендентов из Иркутской области и получить финансовую поддержку  в размере  более 600 тысяч рублей на реализацию своего проекта.

Маршрут «ЭТНОдесанта» проходит через десять муниципальных образований региона.  Половину поездок они совершили в Ангарск, Иркутск, Тулун, Черемхово, Осинский  район.  После визита в Шелехов планируют посетить   Слюдянский  и Усольский районы.

Яна Коморникова – председатель Иркутского регионального отделения общероссийского общественного движения (сокращённо ИРО ООД) «Молодёжная Ассамблея народов России «Мы россияне»» рассказала, что проект поддержан Федеральным агентством по делам молодёжи и направлен на получение знаний и повышение образованности в области культурных отношений между представителями разных национальностей.  Также она сообщила, что  проект пока направлен именно на школьников.

– На встречах со старшеклассниками мы рассказываем, насколько прекрасна наша Иркутская область и Россия в целом, – пояснила Яна. – Мы рады, что Шелеховский район присоединился к реализации образовательного интенсива «ЭТНОдесант». В России  проживают более  200 представителей различных национальностей,  из них  около  80 %  – в  Иркутской области. Каждая национальность уникальна в своих традициях и культуре. Цель этой программы – с помощью аудио- и видеоматериалов показать и рассказать подросткам и взрослым интересные факты из жизни народов, чем они отличаются друг от друга и в чём похожи.  А главное, показать, что исторически  Россия являлась общим домом  для  многих  народностей, и   все вместе мы – россияне, в этом наша сила и единство.

Яна Коморникова и команда 8 «Б» – победители в интеллектуальной игре ЭТНОквист

В начале встречи был проведён интерактив под называнием «Моя Россия», где лицеистам 8 «Б» и 8 «В» классов рассказали об интересных фактах из жизни народов, проживающих на территории Приангарья. Кульминационным событием стал ЭТНОквиз – интеллектуально-развлекательная игра на расширение кругозора или этногоризонта, говоря словами ведущих.

Например, ребята узнали, почему в бурятской традиции считается, что буузы (национальные позы) должны лепиться с  тридцатью тремя защипами. Потому что для бурят это сакральное число: в  идеале крыша юрты должна состоять из 33 сходящихся перекладин, а у  духовного лидера буддизма  Далай-ламы  на одежде должно быть 33 складки.

Буузы по вкусу и начинке похожи на хинкали и пельмени. Продукты из мяса и теста встречаются у многих народов.  Еда, национальная кухня, угощения – это то, что отличает и объединяет  людей всех наций и во все времена.  Через гастрономическое удовольствие идёт один из путей знакомства и сближения народов.

Обсуждение ответов на этновопросы

 Важно не останавливаться в развитии, соблюдая традиции, и не перегибать с обычаями, а тем более, не искажать их. У бурят есть священные ритуалы. Например, перед отправкой в дальнюю дорогу или на охоту по старинному обряду нужно сначала ублажить духов природы угощением, для чего выливают, а точнее брызгают молоко на землю. В наше время туристов «причащают» к обычаям таким образом: предлагают сделать в земле лунку и выпить из неё спиртное. Задабривать духов природы спиртным – это всё равно, что христианам распивать алкоголь в церкви. А питие из лужицы, пусть даже сотворённой своими руками, напоминает известного персонажа из сказки про сестрицу Алёнушку и её братца. Такие предупреждения – составляющая часть этнообразования.

Ведущие с помощью  видеосопровождения показали, чем отличаются национальные костюмы у разных народов. И рассказали, что у каждого этноса обязательно есть свои легенды и предания.

Команды отвечают на видеовопросы

 Затем участники квиза распределились на команды по пять человек и началась игра. На основе рассказанного материала и собственных знаний они должны были дать правильный ответ на видео- и аудиовопросы. То есть  определить, какому народу принадлежит показанный предмет, на каком языке звучит песня или  на каком инструменте исполняется мелодия.

Из двух самых малочисленных народов, проживающих на территории Иркутской области, ребята смогли назвать только один – эвенков. Второй малочисленный народ –  тофалары, и они узнали  о них во время мероприятия.

Тофалары (тофа в переводе означает – человек) населяют горно-таёжный район Нижнеудинского района. Впервые этот народ упоминается в китайской летописи V века как племя тубо, проживающее восточнее Енисея. В состав Московского государства Тофалария вошла в XVII веке, став пограничной территорией с Китаем. Необычно то, что тофы всегда были малочисленным народом. При переписи 2017 года их насчитывалось менее 500 человек. И уже совсем необычен тот факт, что в конце прошлого века знаменитый английский ансамбль «Битлз» посвятил одну из своих песен именно тофаларам – самому малочисленному народу Земли.

Советский Союз  в период железного занавеса это событие   оставил  без внимания, но на подпольно переписанных магнитных кассетах эту красивую песню, написанную в медленном протяжном ритме, можно было слушать.

В зависимости от местности, где проживает народ, её природных и климатических особенностей складывается определённый жизненный уклад и экономическое развитие нации. На этом различии строятся торговые и экономические связи или наоборот, идёт насильственный передел природных ресурсов. Исторические события подтверждают периодические противостояния и объединения народов. Но если посмотреть с позиции культуры, то чаще наблюдается взаимообмен: в моде, музыке, искусстве, индустрии  туризма и гостеприимства. Очень важно для планетарной истории, чтобы народы сохраняли свою идентичность и свой язык, но сумели уберечься от вируса нацизма.

Национальная тема очень неспокойна в наше время. Парадокс в том, что территориальное самоопределение может быть разъединяющим или объединяющим фактором. Если смотреть со стороны народов, то все мы разные, но если живём на территории одной страны, то все равны, как граждане этой страны. Все страны разные, но с позиции планетарных масштабов народы являются одним обществом землян. Люди, которые знают свою историю и этнографию,  способны качественнее управлять своей жизнью и  государством. Поэтому цель проекта «ЭТНОдесант» – это содействие формированию культуры межэтнического общения, повышение образовательного, культурного, интеллектуального и профессионального уровня молодёжи.

По итогам интерактивного конкурса победила команда «Россия» из 8 «Б» класса. По словам лидеров, им помогла слаженная совместная работа. У них не было главного эрудита, который знал ответы на любые вопросы, поэтому каждый мог внести своё предложение, а команда вовремя ориентировалась в выборе правильного ответа.  Также ребята отметили  отличную организацию  мероприятия.

Светлана ЧАЙКО