Понимать природу умом и сердцем



Как раскрыть крылья над Байкалом и помочь детям узнать его тайны,  обсуждали педагоги большелугского экоцентра.

Учить детей понимать природу  умом и сердцем, заботиться о ней –  вот главная задача педагогов дополнительного образования большелугского экоцентра. Однако, перед тем как чему-то научить ребёнка, педагоги думают, как сделать это обучение полезным и интересным. Успешный опыт и проекты, над которыми сейчас идёт работа, педагоги обсуждали на методическом объединении  «Новые тренды в экологическом образовании детей: концепция, метаязык, принципы».

«Я проснулся от резкого торможения автобуса. Открыв глаза и оглядевшись вокруг, не сразу понял, где нахожусь. Яркое солнце на короткое время меня ослепило. Все вокруг было знакомое и одновременно зыбкое. Сон? Вспомнил, что я в пути к своему дедушке Глебу Юрьевичу Сурещагину в посёлок Большое Голоустное на Байкале. Дед – учёный-лимнолог, раньше  работал на Байкальской лимнологической станции, а сейчас читает лекции в Иркутском университете. Я с нетерпением ждал этих каникул, ведь дедушка был настоящим исследователем, и каждое лето мы проводили вместе, исследуя окрестности озера. Было душно, и я снова погрузился в сон. Это была старая потрепанная карта. Красные точки и какие-то иконки однозначно были локациями, за которыми что-то скрывалось. Вот только что?». Так начинается игра «Тайны Байкала». Над этим цифровым образовательным продуктом игрового формата работает авторский взросло-детский коллектив под руководством Ирины Кулебякиной, старшего методиста Центра развития дополнительного образования детей. Она рассказала, что сейчас разрабатывается сайт игры,  но в дальнейшем будет запущено мобильное приложение. «За основу мы взяли визуальные новеллы, дополнительно включили элементы квеста. Главный герой нашей игры  – подросток Максим, который приехав в гости к деду, отправляется в полное необыкновенных приключений путешествие по Байкалу. Стать путешественником вместе с героем этой игры может любой ребёнок и даже взрослый. Для виртуальных путешественников откроется удивительный мир Байкала, они исследуют различные локации, встретят уникальных обитателей озера и пройдут разнообразные квесты, чтобы получить новые знания об экосистеме озера Байкал. На маршруте, как по основным, так и дополнительным локациям, игроков ждут задания, направленные на проверку знаний об озере Байкал, функциональной грамотности, а также интерактивные задания развлекательного характера», – рассказала Ирина Кулебякина.

Цифровой Максим – персонаж игры

Разработчики игры, ориентируясь на запросы детей, сейчас тестируют её на иркутских школьниках. На промежуточных этапах игры они проходят задания квеста. Новый цифровой образовательный продукт авторы планируют представить образовательным учреждениям и широкой общественности уже в следующем году.

Об эколого-просветительском проекте «Крылья над Байкалом» рассказала  автор – Алевтина Мельникова, педагог-организатор Центра развития дополнительного образования детей. Для участия в нём любой ребёнок или взрослый может нарисовать птицу, обитающую в его родных краях, а потом получить открытку с видом Байкала, на которой в природных ландшафтах Прибайкальского национального парка запечатлён авторский рисунок. «Идея артпроекта возникла у меня во время пандемии. Многие дети и взрослые хотели бы побывать на озере Байкале, но такой возможности не имели, как и дети, которые по состоянию здоровья не могут путешествовать. И даже птицы, как и люди, не могут отправиться в путь, если чужие дали не по маршруту. Однако, если птаху нарисовать, то всё возможно. Проект «Крылья над Байкалом помог авторам рисунков и рисованным птичкам «заочно»  увидеть самое древнее и глубокое озеро», – рассказала Алевтина Мельникова.  Артпроект был реализован совместно «Заповедным Прибайкальем».

Средства на печать открыток организаторы выручают от сдачи макулатуры. В  2022 году в адрес организаторов поступило около 400 работ из 45 населённых пунктов. Самому младшему участнику было четыре года. Всего за это время поступило свыше 700  творческих работ из разных городов и посёлков России и других стран. В этом году проект стартует в декабре. Принять в нём участие могут все желающие.

Педагоги также обсудили на методсовете особенности новой концепции экологического образования в системе общего и дополнительного образования, постановку целей и задач, а также другие вопросы.

Аксана ОЛЕФИР