ПРОФЕССИЯ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Недавно отметила свой юбилей ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения и отличник физической культуры, ветеран спорта Российской Федерации Раиса Беляева. Большую часть жизни Раиса Александровна посвятила работе в школе и своим ученикам. Ступив однажды на путь педагогической деятельности, она всегда чувствовала высокую ответственность за свой выбор.

– Раиса Александровна, расскажите, где вы родились, учились.

– Родилась я 22 ноября 1939 года в городе Чите. В семье было четверо детей. Отец – участник Великой Отечественной войны, после которой трудился машинистом паровоза. Мама по профессии бухгалтер. В 1946-м я пошла в первый класс. В 1957-м окончила среднюю школу № 45, затем курсы телефонисток-телеграфисток и до учёбы в вузе работала в управлении Забайкальской железной дороги телефонисткой. Сначала я поступила в медицинский институт, где проучилась несколько месяцев, затем – в юридический, но вскоре поняла, что и это не моё.

– Почему решили стать учителем физической культуры?

– Изначально я не ставила такой цели, хотя в школьные годы с удовольствием занималась спортом, участвовала в соревнованиях как за честь класса, так и за честь школы, города. Когда оказалась перед выбором, в педагогическом институте имени Н. Г. Чернышевского открылся факультет физической культуры, и я, заинтересовавшись, решила туда поступить.

– Как началась ваша педагогическая деятельность?

– В 1964 году, окончив пединститут, я начала работать учителем физической культуры в средней школе № 4 города Балей Читинской области. Там не было спортивного зала – приходилось проводить уроки на улице. По моей инициативе совместно с ребятами построили спортплощадку, оборудовали небольшую лыжную базу. Также школа арендовала спортзал в соседнем детском доме, где я вела секцию гимнастики. Группа учеников была сразу отмечена на смотре художественной самодеятельности за высокое исполнение гимнастических номеров.

– А как вы оказались в Шелехове?

– С мужем в 1967-м решили переехать в Омск к его родственникам. По пути остановились в Иркутске и услышали хорошие отзывы о соседнем Шелехове. Так мы и остались в молодом городе и ни разу об этом не пожалели. Я устроилась в первую школу и десять лет трудилась там учителем физкультуры, а в 1977-м перешла в школу № 4, где отработала тридцать шесть лет. С 2013 года нахожусь на заслуженном отдыхе.

– Уроки физической культуры вы проводили на высоком организационном и научно-методическом уровне. Как вам это удавалось?

– Я уделяла большое внимание формированию у школьников морально-волевых качеств, воспитанию сознательной дисциплины, коллективизма. Занятия проходили эмоционально, на игровой и соревновательной основе. Благодаря дифференцированному подходу, использованию межпредметных связей добивалась того, чтобы учащиеся получали сведения в области гигиены, владели самоконтролем.

Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать раскрыться – высокая миссия педагога. А значит, и моя. Я прибегала к разным формам обучения: теоретическим и практическим занятиям, участию в олимпиадах по физической культуре школьного и районного уровней, в спортивных конкурсах и соревнованиях. Ребята получали знания, умения по технике и тактике спортивных игр.

– «Творческий потенциал учителя физической культуры» – так называлась ваша авторская программа. О чём она?

– На мой взгляд, творческий подход к работе, реализация образовательных здоровьесберегающих программ, проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий способствует не только физическому, но и духовному становлению ребёнка. Особенностью программы является всестороннее развитие личности, овладение школьниками основами физической культуры. Её слагаемые – крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физкультуры. Мой опыт работы обобщён Иркутским институтом усовершенствования учителей.

– Как велась физкультурно-спортивная работа в школе в ваше время?

– Учебный день начинался с общешкольной зарядки. С момента открытия учреждения во внеклассной работе стали традиционными такие мероприятия, как спортивный КВН, «А ну-ка, мальчики!», «Весёлые старты», День здоровья, когда всей школой ходили на берег Иркута, школьный турслёт. Старалась как можно активнее вовлечь детей в спортивную жизнь, особенно «трудных» подростков. Большинство ребят занимались в школьных секциях по волейболу, баскетболу, настольному теннису, также общей физической подготовкой, шахматами. Участвовала я и в формировании сборных команд школы для соревнований, где мы всегда занимали призовые места. Фотографии лучших спортсменов размещали на Доске почёта. По итогам учебного года ребят награждали на традиционном празднике чести школы.

В 2009 году школа стала победителем районного смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных учреждениях Шелеховского района. 

Было налажено взаимодействие с семьями учащихся: родителей привлекали к организации соревнований, походов, других мероприятий и участию в них.

Три года я вела занятия по лечебной физкультуре для детей с ограниченными возможностями здоровья. Руководила спортивным клубом «Олимпиец».

– Сегодняшние школьники, по вашему мнению, любят физкультуру?

– Думаю, раньше у учеников интерес к этому предмету был выше. К сожалению, сейчас у большинства из них нет особого желания заниматься. У них свои развлечения: мобильные телефоны, компьютерные игры, интернет. Впрочем, немало и тех ребят, которые любят физкультуру и спорт – с такими работать одно удовольствие.

– Раиса Александровна, вы двадцать два года возглавляли районное и школьное методические объединения учителей физической культуры…

– Да, оказывала методическую помощь молодым специалистам, делилась своим опытом. Объединение успешно решало вопрос занятости детей в спортивных кружках и секциях, в группах ОФП, в секциях ритмической гимнастики.

– При этом вы занимались ещё и общественной деятельностью?

– В 1990 году я была избрана депутатом Шелеховского городского совета по первому микрорайону, вела серьёзную работу по утверждению здорового образа жизни. В течение нескольких лет являлась членом областной аттестационной комиссии. С 1980-го по 1998 год руководила летним лагерем «Орлёнок», в котором часто отдыхали дети из Японии, принимать их было очень ответственной задачей. Зарубежные гости интересно проводили у нас время и находили на сибирской земле много друзей.

– Были ли сложности в вашей профессии?

– Бесспорно, ведь работа с детьми – это непростой труд. Они непредсказуемы, могут задать любой вопрос и даже устроить экзамен – проверку на выдержку и выносливость. И если почувствуют, что всё по-настоящему, ты разбираешься в своём деле и готов помочь им, то потянутся к тебе.

– Вы рады, что выбрали путь педагога?

– Да. Я вижу плоды своей работы: в достижениях учеников на соревнованиях различного уровня, олимпиадах, в хорошей физической форме ребят, их успешности.

– О человеке судят по его делам. Ваш труд отмечен различными наградами. Какие из них для вас самые значимые?

– Все они важны. И звания ветерана педагогического труда, ветерана спорта города Шелехова; и благодарственные письма управления образования и мэра района за активную работу в методическом объединении, за особый вклад в развитие спорта на территории муниципального образования; и Почётная грамота общества дружбы «Шелехов – Номи» за вклад в укрепление побратимских отношений двух городов.

Горжусь тем, что в 1999 году моё имя занесено в летопись спортивной славы Шелехова, а в 2018-м – на Доску почёта шелеховского спорта.

– Чем вы занимаетесь в настоящее время?

– Отдыхаю, посвящаю себя семье. Являюсь старшим по дому, в котором живу: слежу за порядком в подъезде, на территории вокруг дома. В тёплое время года организую для детей различные игры, например в волейбол, футбол.

– Раиса Александровна, спасибо вам за интересную беседу. Коллектив школы № 4 поздравляет вас с юбилеем и желает неиссякаемого оптимизма и бодрости! Пусть не подводит здоровье, а близкие всегда радуют своей заботой и вниманием!

Беседовали Валентина ОСИПОВА и Юлия ЛАЗУРКОВА,
педагоги школы № 4