Производитель и потребитель



С 15 марта по 14 апреля на территории Шелеховского района будет проходить месячник по защите прав потребителей. В рамках региональной программы предусмотрен большой перечень мероприятий для жителей от консультаций по вопросам защиты прав до оказания реальной помощи в защите законных прав и интересов потребителей.

Законом «О защите прав потребителей в РФ» предусмотрены меры защиты граждан на рынке потребительских услуг, вплоть до судебной. Однако, как и во многих других сферах нашей жизни, потребительские услуги требуют особого внимания, прежде всего от потребителей этих услуг.

Если вы не удовлетворены обслуживанием в близлежащем магазине, вариантов действий несколько, в зависимости от степени воспитанности: скандал, приглашение к разбору вашей претензии старшего специалиста торговой организации, жалобы в соответствующую книгу магазина, письменная жалоба с вашими требованиями руководителю. А последний вариант в этом перечне называется досудебной претензией. Он потребуется для обращения в суд с исковым заявлением.

Для того, кто предоставляет услуги населению, ваш судебный иск очень нежелателен, ведь если на ваши письменные требования продавец не отреагировал, суд, рассмотрев дело по существу и определив его вину, примет решение об удовлетворении ваших требований, о выплате вам заявленной суммы материальной компенсации морального вреда, а если вы потратились на лечение, то и компенсацию затрат на него. Кроме того, назначит штраф продавцу за отказ добровольно исполнить ваши законные требования. И в этом предложении ключевое слово – «законные». Потери продавца в этом варианте часто превышают стоимость ваших требований.

Пример из практики: заказан незначительный по размерам элемент домашней мебели. Составлен и подписан договор оказания услуг, определены цена, срок исполнения и доставки товара на дом. К сроку товар не доставлен, представитель продавца обещает, что через неделю всё будет исполнено. Прошла неделя, товара нет. Представитель продавца выходит на конфликт, обвиняя заказчика в нетерпении, непонимании ситуации. Новых сроков не определяет. Заказчик оформляет досудебную претензию и по почте отправляет на адрес изготовителя. Извинения поступили в день получения руководителем жалобы, а товар доставлен на следующий день.  Сколько сэкономил изготовитель, нетрудно посчитать. Потребитель же сохранил здоровье и время.

Другой пример из практики: спор о ненадлежащем оказании строительных услуг. Строительная организация – общество с ограниченной ответственностью – заключила договор с гражданином – физическим лицом на строительство коробки здания в черновом виде под крышу. На момент подачи искового заявления в суд договор исполнен частично, материалы недопоставлены, просрочка составила более двух месяцев. С учётом всех условий договора, положений закона «О защите прав потребителей в РФ» сумма иска составила 131 тысячу рублей, при том, что стоимость невыполненных работ и недопоставленных материалов была в пределах 32 тысяч рублей. Судья признала требования иска законными, но порекомендовала сторонам обратиться к возможности мирового соглашения, сославшись на то, что ответчик в споре в настоящее время признан виновным ещё по нескольким искам на суммы, значительно превышающим заявленную истцом. В результате переговоров сторон было заключено мировое соглашение на общую сумму 50 тысяч рублей. Деньги истцу были вручены в ходе судебного заседания.

В течение месяца любой житель Шелеховского района вправе получить подробную квалифицированную консультацию специалистов Управления Роспотребнадзора по Иркутской области и Центра гигиены и эпидемиологии в Иркутской области по телефонам «горячей линии»: 8(3952) 259-830, 8(3952) 22-23-88 с 9:00 до 17:00 в рабочие дни. Единый консультационный центр Роспотребнадзора 8-800-555-49-43 круглосуточно.

На сайте Общества защиты прав потребителей OZPP.RU вы найдёте информацию по многим вопросам защиты ваших прав.

Юрий ВАДИМОВ