Сезонная проблема?


30 июля 2022 года


С правого берега Иркута жители Шаманки вынуждены заезжать на паром по воде. Это нередко приводит к поломке машин, а порой проехать и вовсе невозможно.

Паромная переправа в Шаманке является для сельчан привычным способом попасть с одного берега на другой. Единственная альтернатива парому – проезд через Баушево, но дорога там лесная, протяжённостью около 37 км. Не каждый автомобиль способен преодолеть такой путь, особенно после непогоды, ведь дорога становится непроходимой из-за грязи.

Когда Иркут прибывает, машинам приходится заезжать на паром по воде: участок от берега до мостков затапливает. Автомобиль вполне может получить повреждения, в том числе в результате гидроудара. В прошлые выходные «утонуло» несколько машин, ремонты автовладельцам порой обходятся в кругленькие суммы.

Недавно один из автомобилей вытаскивали тросом

Ещё в марте на сходе с участием представителей власти сельчане рассказали о том, что на паром с правого берега трудно заехать и его необходимо отсыпать.

Глава поселения Анастасия Владимирцева о проблеме знает. Она пояснила, что для летнего периода это типичная ситуация: Иркут – река не стабильная.

– Нужно увеличивать высоту берега, но для этого требуется около двухсот машин ПГС. Администрация не может решить данный вопрос, потому что это будет нецелевое расходование бюджетных средств. В конце августа Иркут станет мельче, вода уйдёт, – говорит Анастасия Владимирцева.

Леспромхоз, как собственник парома, регулярно отсыпает берег песчано-гравийной смесью, но её размывает водой, и между берегом и мостками вновь и вновь образуется яма, которую затапливает. В зависимости от уровня воды мостки, обслуживанием которых также занимается леспромхоз, передвигаются техникой, отчего они приходят в негодность.

– Проблему может решить новый паром, новые мостки или автомобильный мост, – говорит директор леспромхоза Александр Поляк. – Паром держим в надлежащем состоянии, всё-таки это плавсредство, а нам нужно перевозить свою технику, экстренные службы и местное население. Конечно, регулярные подъёмы уровня реки мешают нормальной переправе.

По мнению Александра Поляка, отсыпка – мера временная и даже бессмысленная: прошёл дождь, вода поднялась – всё смыла. Бетонный пирс на правом берегу также мог бы решить проблему, но его строительство – дорогостоящее мероприятие.

Однако сельчане видят ситуацию иначе. По их словам, администрация поселения не интересуется проблемами переправы. Так, в прошлом году жителям самостоятельно пришлось приобрести 25 метров троса для парома. И их удивляет, почему администрация не смогла выделить на эти цели всего 2,5 тысячи рублей.

Заезжать на паром приходится по воде: дорогу до мостков затапливает

Паромная проблема длится много лет, и, по мнению местных жителей, чиновники лукавят, ссылаясь на сезонность большой воды. Говорят и о том, что отсыпку берега не производят, его только грейдируют.

Но не только сельчане, проехать не могут машины скорой помощи, почты, мусоровозы.

В ШРБ рассказали, что добраться до пациентов из Шаманки проблематично. К парому нет хорошего съезда, да и само плавсредство опасное. Карета скорой помощи довозит врача до пешеходного моста, по которому он идёт на левый берег, где его забирает машина местной амбулатории. При условии, что транспорт в данный момент свободен. А ведь порой врач направляется на приём с медицинским оборудованием, или может понадобиться на носилках доставить пациента до скорой.

Жители Шаманки неоднократно писали письма в вышестоящие инстанции, депутатам и губернатору области, но все ссылаются на отсутствие средств в бюджете.

Самое логичное решение наболевшей проблемы – автомобильный мост. За его строительство сельчане голосовали на сходе в марте. Но это стало лишь первым шагом. Дальше начнётся работа над проектом, который нужно согласовать с министерством строительства, решить вопрос финансирования, а также обосновать, что мост Шаманке действительно нужен.

Озабочены проблемой села и в администрации Шелеховского района. Стоимость проекта автомобильного моста около 10 млн руб., а его строительство обойдётся почти в 1 миллиард.

– На месте паромной переправы Иркут очень широкий, также на территории есть природные и археологические памятники, а это – дополнительные экспертизы, которые необходимо будет включить в проект, как и строительство подъездных путей, – объясняет начальник управления территориального развития и обустройства Наталья Шерстнёва. – С правительством области прорабатываем варианты финансирования проекта и строительства моста.
Марина ДЁМИНА