Шелеховские школьники победили в конкурсе “Робочеллендж”


14 июня 2021 года


 Сам ищет солнечные места на подоконнике и перевозит растение поближе к свету. Такого робота-садовода создали воспитанники клуба «Юный техник» Центра творчества. Умная машина принесла ребятам победу в конкурсе «Робочеллендж», который проводит компания «En+ Group».

Павел Арьяев из школы № 4 занимается в клубном объединении «Робототехника» пару лет, ученик баклашинской школы Кирилл Ходонович увлёкся этим делом год назад. Начинающие изобретатели уже участвовали в различных профильных соревнованиях, крупном российском фестивале научно-технического творчества «Робоарт», а теперь их устройство стало одним из лучших на конкурсе проектов роботов-помощников, организованном компанией «En+ Group» в рамках программы по поддержке образования в регионах «Знания со знаком плюс».

– Робот у нас уже был, и, поскольку он как раз соответствовал теме конкурса, мы решили попробовать свои силы в этом состязании, – говорит педагог, руководитель объединения Анна Горбацевич. – Участники из других городов представили очень интересные, качественные работы, поэтому мы, хоть и настраивались на хороший результат, не ожидали, что войдём в число победителей.  

Идею предложил Кирилл. За основу взяли разработку известного китайского инженера Сунь Тяки, основателя компании «Vincross»: его роботизированный цветочный горшок мониторит состояние растения и выбирает необходимые условия (а ещё, кстати, умеет играть с человеком и танцевать). Концепцию адаптировали под свои задачи и перенесли на конструктор «Лего».

Сначала мы сделали корзинку, куда помещается цветок, – рассказывает Павел. – Потом подумали, что он должен равномерно получать естественный солнечный свет, и добавили к корзинке вращающуюся платформу. А затем изготовили основной каркас на колёсах, с помощью которого растение «ездит» по подоконнику, и написали программу.

Своего «садовода» создатели вооружили двумя моторами, парой ультразвуковых датчиков, позволяющих распознавать стены и иные препятствия, а также датчиком цвета, реагирующим на яркость внешнего освещения.

– Обнаружив более солнечный участок, робот останавливается и запускает программу вращения горшка. Когда света становится меньше, он продолжает движение в поисках подходящего места, – объясняет педагог.

По словам ребят, этап сборки помощника с искусственным интеллектом оказался сложнее, чем собственно программирование: важно так продумать конструкцию, чтобы она была рациональной и выглядела эстетично. В целом весь процесс занял около месяца: за неделю построили робота, затем проверяли его возможности. В ходе тестирования выявили некоторые недочёты: «садовод» норовил уехать в сторону от заданного курса и прогибался под своим весом, но команда довела его до ума.

– В перспективе хотим перевести робота с колёс на рельсы и научить поливать цветы по определённому режиму, – делятся планами шелеховские конструкторы. – Проведём эксперимент: оставим его с растениями на неделю – посмотрим, как справится.  

Среди разработок, созданных учениками объединения, есть и другие интересные устройства, например актуальный в нынешней эпидемиологической ситуации бесконтактный дозатор антисептического средства с встроенным голосовым помощником; робот, имитирующий цветок; и, конечно, традиционные «тележки», используемые в спортивных соревнованиях (робо-сумо, шорт-трек).

Сейчас в клубе робототехникой занимаются три группы ребят разного возраста и уровня подготовки, но желающих значительно больше. Как замечает Анна Горбацевич, среди школьников города и района это очень востребованное направление, где они получают полезные знания, в том числе из смежных предметных областей, развивают техническое и творческое мышление.

Ксения ПЕТРОВА

Клуб «Юный техник» приглашает школьников на занятия в группу «Основы робототехники». Подробная информация по телефону  89086494997 (Анна Альбертовна Горбацевич).