Сибирская проза языком хореографии


29 марта 2024 года


На втором Всероссийском театральном фестивале им. Валентина Распутина, который прошёл в Иркутске с 15 по 21 марта, молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» из Барнаула показал постановку, аналогов которой ещё не было на сценических площадках – это балетный спектакль «Жил человек», созданный по рассказам Василия Шукшина. Летом ансамбль планирует показать на фестивале «Шукшинские дни на Алтае» новый хореографический спектакль по произведениям сразу трёх сибирских авторов: Василия Шукшина, Виктора Астафьева и Валентина Распутина.

Идея постановки принадлежит бывшему солисту Большого театра, народному артисту СССР и России Владимиру Васильеву. Экспериментальный балет «Жил человек» по произведениям Василия Шукшина – это новый взгляд на литературное творчество писателя через современную пластику. Постановка стала итогом творческой лаборатории, которую он проводил в Барнауле в 2016 году на базе государственного молодёжного ансамбля песни и танца «Алтай» имени А.Ф. Березикова.

Хореографический спектакль “Жил человек”

– Васильев испытывает какой-то особый трепет к Алтайскому краю. Он говорит, что такого высокого неба и таких белых берёз он больше нигде в России не видел, – рассказала ведущая спектакля, заслуженный работник культуры Алтайского края Вера Климанова. – И это видно по тому, как он читает фрагменты из рассказов Шукшина, которые вошли в спектакль (видео, на котором Васильев читает фрагменты книги на фоне родной деревни писателя, являются полноценной частью постановки). Ему первому пришла идея передать это особое отношение языком танца. Он предложил хореографам – участникам лаборатории, пофантазировать на темы произведений Шукшина с условием, что это будет язык современного танца. В стиле народной хореографии был поставлен только в заключительный танец.

В спектакль вошли постановки пяти молодых балетмейстеров: Д. Антипов из Красноярска  инсценировал фрагмент по мотивам «Калины красной»; Ю. Бачёва из Санкт-Петербурга вдохновилась рассказами «Боря», «Чудик», «Самолёт»;  Д. Залесский из Минска – «Выбираю деревню на жительство»; К. Кейхель из Санкт-Петербурга – произведением  «Охота жить», главный балетмейстер ансамбля Е. Березикова из Барнаула поставила заключительную сюиту «Праздники детства» на музыку  братьев  Заволокиных «Частушки родины Шукшина». Также в спектакле использовалась музыка Свиридова.

– Хореографам всегда интересно что-то новое, необычное. Всего они поставили пять танцевальных сцен, которые объединил между собой Владимир Васильев, – продолжает рассказ о создании спектакля Вера Николаевна. – Он нашёл свои режиссёрские решения для формирования единой повествовательной линии.  Если ему казалось, что чего-то в сцене не хватает, Владимир Викторович добавлял свои живописные полотна, которые иногда рисовал прямо в классе или на пленэре (для оформления задника сцены, например). Вся творческая группа ездила на родину Шукшина в село Сростки, чтобы почувствовать и понять атмосферу, которая повлияла на формирование писателя как человека. Из всего этого получилась одноактная постановка «Жизнь человека» с её особым танцевальным языком и стилем.

Круглая дата Валентина Распутина – 85 лет – отмечалась в 2022 году в Иркутске открытием первого всероссийского театрального фестиваля, названного его именем. В этом году Василию Шукшину исполнилось бы 95 лет, а Виктору Астафьеву – 100. В юбилейный 2024 год на  фестивале «Шукшинские дни на Алтае» будет реализован ещё один проект в рамках лаборатории Владимира Васильева совместно с ансамблем «Алтай». Это  новый пластический спектакль по произведениям Василия Шукшина, Виктора Астафьева и Валентина Распутина.

– Наших классиков объединяет и сибирская земля, которая их вырастила, и мы видим немало параллелей в их творчестве, – говорит о новом проекте Вера Климанова. – В их жизни много похожего – росли в маленьких деревушках у берегов больших рек: Шукшин – на Катуни, Астафьев – на Енисее, Распутин – на Ангаре. Они писали о деревне и простых людях, которых знали с детства. У каждого было особое отношение к матери – теплота, любовь и огромная благодарность, которую они пронесли через всю жизнь. У Шукшина и Астафьева были репрессированы отцы. Все эти переплетения судеб хореографы хотят донести до зрителей. Новый хореографический спектакль покажут в июле в Барнауле.

Светлана ЧАЙКО

Фото из архива ансамбля «Алтай»