Сказочная страна Ларисы Степных


31 декабря 2024 года


Все мы родом из детства

     В доме тихо-тихо, никого нет. И темно. Ещё раннее утро, но родители уже на работе, а Лариса  в кровати под одеялом. Опять болеет.  Высунув голову, она видит лесную красавицу ёлку. Уже нарядную, праздничную, блестящую.  С игрушками. О, эти игрушки! Она целый год ждала, чтобы опять взять их в руки, прижать к груди, подышать их запахом.

     Сейчас из-за болезни запаха она не чувствует, но точно знает, что пахнут они Новым годом. Лариса  вылезает из-под одеяла и берёт  несколько штук, сколько вошло в руку. И вместе с ними прячется в кровати. Любимые мягкие ёлочные игрушки самые желанные для её девчачьих игр.  Лучше  и красивее их не было в детстве  ничего. Потому и живут воспоминания о них  всю жизнь.

Лариса Дородных

Сейчас у Ларисы Владимировны Степных  много других ёлочных игрушек, о которых раньше даже не могла мечтать. Они уникальные, сделанные её собственными руками. Красивые и выразительные, яркие и необычные. Таких больше нет ни у кого.

Таким видом творчества как ватное валяние Лариса Владимировна  занялась чуть более трёх лет назад. А до этого был долгий, более чем сорокалетний путь к постижению мастерства  художника-декоратора Степных из ДК «Металлург».

Она пришла сюда сразу после школы. Попробовала поступить  в Иркутское училище искусств, но в новое учебное заведение в 1976 году был огромный конкурс, и Лариса не прошла.  Надеялась, что когда-нибудь всё же станет дипломированным художником, но не случилось. Коллеги  поддерживали: ты ведь и так всё умеешь, зачем время тратить? И правда, замуж вышла, дети пошли, и учиться стало некогда.

У Ларисы Владимировны все 48 лет трудового стажа – на одном месте, во дворце культуры художником-оформителем.  Правда, в первый год  её приняли только техничкой, но, посмотрев на усилия и умение, перевели в художники. «Вот жалею только, что «корочек» по профессии у меня нет, – вздыхает Лариса Владимировна. – Они иногда требуются. А в остальном у меня всё, как и много лет назад».

Рабочее место Степных – огромный дворец культуры.  По молодости она представляла, что будет заниматься исключительно творчеством, писать картины, создавать красочный облик помещений. Не тут-то было!  Прежде всего надо было рисовать плакаты, писать анонсы, объявления – до 30 разных в месяц. Рекламные плакаты вывешивались по городу, на территории завода. Кое-где их срывал ветер… И приходилось делать работу заново.  Она специальное пёрышко с трудом научилась держать, а выводить им ровненькие аккуратные буквы было ещё сложнее. Помогла наставник  Раиса Тимофеевна Золотухина. С её помощью Лариса научилась премудростям плакатного письма. А потом дело пошло. Начали поручать оформлять помещения, афиши к детским праздникам, торжествам, где не только можно, но и нужно было проявлять творчество.

Творчество всегда оплачивалось слабо. И как ни старайся делать хорошую мину при плохой игре, жить семье Степных приходилось  очень скромно, по средствам. Средств никак не хватало,  экономили на всём, поднимали  с мужем двоих детей, мечтали о своей квартире… Тогда в голове Ларисы Владимировны даже мысли не было о каких-то своих увлечениях, коллекциях.  Звали на другое  место, где заработок побольше. Соблазн был, но устояла: приросла уже сердцем к своему дворцу культуры, как бы пафосно это не звучало.

Учитель мой – компьютер

Потом у художников-оформителей, не только у Степных,  появились более интересные и  широкие возможности – компьютерные специальные  программы для дизайнеров.

Лариса Владимировна  освоила Сorel DRAW, и жизнь закрутилась совсем в другом цветном калейдоскопе.

–   В этой программе сделать можно всё! Абсолютно все мои задумки, фантазии претворялись на экране, а потом переносились на бумагу, пенокартон, ткань и т.п.  Ручной труд отошёл на задний план, словно открылось второе дыхание, – признаётся Лариса.

И ещё такие изменения в работе дали возможность больше внимания уделить своим личным увлечениям. Лариса Владимировна попробовала себя в качестве режиссёра юбилейного ролика. Сначала друзьям сделала, потом друзьям друзей. Так и пошло. Удивительное дело. Пока составляла галерею образов  в ролике от рождения человека до  нынешнего времени, словно проживала вместе с ним всю жизнь. И смеялась, и плакала. Сейчас видеопоздравлений немного, но когда их заказывают, юбиляр становится для режиссёра почти родным человеком. Это особенность характера Ларисы Владимировны – в своё сердце пускать  героя с его жизненными перипетиями.

Пляшущие человечки

Снится  ей разноцветный сон. В нём хорошенькая маленькая девочка с обиженным лицом. В руках куча игрушек: матрёшка, пирамидка, мяч, плюшевый мишки. Едва держит, но никому  не даёт. И не даст – жадина. Лариса всматривается в её лицо и вдруг понимает, что это она сама, только 60 лет назад.

Проснулась она с желанием срочно сделать такую подружку. И сделала, долгие вечера  колдовала над мокрой ватой, чтобы девочка получилась как живая.

С недавних пор в её душе, в доме и кабинете живут ватные игрушки. Впрочем, назвать их ватными неправильно. И игрушками тоже, неверное. Это маленькие человечки, придуманные Ларисой и сделанные её руками. Сейчас это самое большое и самое любимое увлечение художницы. Оно идёт из самого раннего детства, когда у девочки было мало игрушек. Потом появилась возможность собирать и коллекционировать фарфоровых кукол. И в доме художницы много лет везде были  такие красавицы. Но потом надоели, показалось, что лица у всех одинаковые, и Лариса охотно раздарила их хорошим знакомым девочкам. А потом совсем случайно с лёгкой руки супруга в их доме родилась очередная, но ватная кукла – Дед Мороз.

 

С некоторой опаской приступала Лариса к новому для себя виду творчества. Первый урок ей преподала подруга Лариса  Городная,  потом брала онлайн-мастер-классы, советовалась с коллегами-«ватниками». Дед Мороз  получился удивительно красивый, словно живой.  Ростом 60 сантиметров. В ярком узорчатом кафтане с золотым узором. С прекрасной длинной кудрявой  бородой. С ним можно разговаривать, что и делает автор. Как и с другими своими игрушками. Они для неё словно дети.

А Дед Мороз, впервые появившись на выставке «И невозможное возможно» в Приангарье, занял там второе место.  Всего через год  Лариса Степных  стала участницей второй  такой выставки, сначала районного масштаба, потом областного.

Организатором  15-й выставки-форума стало Министерство социального развития, опеки и попечительства Правительства Иркутской области. Посвящена она была Году семьи. Потому на конкурс Лариса изготовила композицию «Не нужен и клад коли в семье лад», представив деревенскую семью, где отец с гармошкой, матушка-красавица  и двое деток. И заняла первое место в своей номинации. Наградой стали мастер-классы известных мастеров рукоделия в Сибэкспоцентре и набор необходимых для ватного творчества материалов.

Очередную свою высокую награду Лариса Владимировна получила из Санкт-Петербурга, где проходил международный конкурс «Ближе к звёздам». Покорять Северную столицу  отправился Волшебник. И покорил, взяв Гран-при конкурса. Чародей очень колоритен. В красивой шляпе, в туфлях с золотыми пряжками.  С магическим кристаллом и книгой записей  заклинаний.  Лицо же, если очень приглядеться, напоминает облик автора. Она тоже маг и волшебник.  Лариса Владимировна живёт в каждой своей работе. Родные  помогают художнице, любуются персонажами, но пока никто не последовал за её увлечением.

К Новому году в своём доме поставят Лариса с мужем ёлку, разместят на ней  коллекцию ватных человечков. То-то будут болтать ночью эти герои на своем кукольном тарабарском языке!  Понять их сможет только  одна Лариса Владимировна Степных.

Татьяна СИЗЫХ

Фото автора и из архива Л. Степных