Страницы истории Шелехова: Станислав Парамонов и его киностудия


18 июня 2022 года


Шелехов – город интересных, талантливых людей. Встречаются среди них настоящие самородки. Таким, без преувеличения, был Станислав Парамонов – потомственный металлург, изобретатель, художник, создатель киностудии.

 

В алюминиевой стране

Станиславу Аркадьевичу довелось трудиться на разных алюминиевых заводах страны, но большая часть его профессиональной деятельности связана с ИркАЗом.

В Шелехов вместе с супругой Инной Георгиевной и дочкой Машей (будущим начальником районного отдела по молодёжной политике и спорту) он приехал из посёлка Надвоицы Республики Карелия. Было это в феврале 1972-го. Завод тогда возглавлял Михаил Авдеев. Станислав Аркадьевич в автобиографической книге вспоминал о нём: «Я видел на своём веку много руководителей – хороших и не очень. На их общем фоне Михаил Павлович возвышался, как скала. Он был и остался для меня ярким представителем вымершего поколения так называемых «красных директоров». Сложный характер, высокая требовательность к людям, но и полная самоотдача. Он обычно уезжал с завода последним. Чтобы поговорить с директором (когда я работал в кадрах), я должен был задерживаться после работы…»

Трудовой путь на ИркАЗе Станислав Аркадьевич начал в качестве инженера по технике безопасности электролизного цеха. А в мае 1973-го принял анодное хозяйство четвёртого корпуса. Авдеев, видя успехи и ответственное отношение Парамонова к делу, вскоре предложил ему место председателя заводского совета мастеров, а затем доверил и должность начальника отдела кадров. Инна Георгиевна тоже влилась в коллектив предприятия: в центральной заводской лаборатории работала сначала лаборанткой спектральной, потом инженером.

Металлургическому производству Станислав Аркадьевич, выпускник Ленинградского политехнического института, человек пытливого, неординарного ума, подарил немало изобретений, в том числе запатентованных. Новые технические решения он внедрял и на ИркАЗе, например совершенствовал работу электролизёров. Перейдя в 1985 году в Иркутский филиал Всесоюзного алюмо-магниевого института (ВАМИ), он активно занялся научной деятельностью, с командировками в процессе научных изысканий побывал на многих алюминиевых предприятиях Союза.

Станислав и Инна Парамоновы с дочерью Марией

Камера! Мотор!

При этом металлург был личностью разносторонней и творческой до мозга костей. Первой страстью, ещё из детства, стала фотография, постепенно она переросла в увлечение киносъёмкой.

Однажды в Надвоицах на алюминиевом заводе появился новый главный механик Кан, кореец по национальности. Он привёз первую любительскую узкоплёночную (8 мм) кинокамеру «Кама». Вместе с приятелями Станислав Аркадьевич организовал стихийную киностудию. «Сначала это была забава. Но потом мы даже сняли какой-то критикующий начальство фильм о непосылании заводских спортсменов на спартакиаду республики, и нам за это ничего не было. Я даже как-то попал на республиканский конкурс с откровенно беспомощным фильмом о семейной поездке, зато посмотрел, как надо делать кино».

Талант Станислава Аркадьевича в полной мере раскрылся в Шелехове. При профкоме ИркАЗа он предложил создать киностудию. Авдеев за эту идею горячо ухватился, и не без оснований.

«В те годы текучесть кадров на заводе была ужасающая, – рассказывает Станислав Аркадьевич, – работы кругом много, платили неплохо, а таких тяжёлых условий – газ, пыль, высокая температура – не было нигде. Если человек приходил в электролизный цех зимой, у него были шансы остаться на заводе, так как к лету он успевал акклиматизироваться; если же летом – как правило, сразу уходил из-за жары и всего прочего… И главной своей задачей директор считал удержание людей, привязывание их к заводу. На это он не жалел ничего. <…> Неслучайно самые большие приобретения социалки были сделаны при Авдееве: пионерлагерь и база отдыха, пансионаты в Аршане и Ниловой Пустыни, профилакторий, гаражи, участки под дачи».

Так вот, под киностудию выделили подвал с отдельным входом в доме во втором квартале (сейчас это дом № 22а, углом смотрящий на совет ветеранов и библиотеку). Просторное помещение обставили венгерскими диванами и креслами, немецкими конструкторскими столами – на мебель Авдеев не поскупился. Станислав Аркадьевич на заводские деньги приобрёл 16-миллиметровое оборудование: кинокамеру, проектор и всю необходимую «мелочь» (бачки, плёнку, химикаты и пр.). Была, правда, одна бытовая проблема: из-за плохих коммуникаций под полом появлялась вода, которую приходилось откачивать автоматическим насосом.

В киностудии и на станции юных техников азы кинопроизводства осваивали шелеховские школьники

>>> Станислав Парамонов вспоминал: «В то время снимать любительские фильмы было очень трудно, всё приходилось делать вручную: приготовление растворов для проявления (несколько видов), зарядка плёнки в бачок в абсолютной темноте, проявка, монтаж, озвучивание с точностью до секунды (а это целых 24 кадра). И буквально на каждой операции вероятность брака чрезвычайно велика. Плёнку портишь чуть ли не километрами. Ну а озвучивание – вообще мука. Достаточно сказать, что каждый фильм завершался в утро перед показом» <<<

Вокруг Парамонова собрались первые кинолюбители: «Наиболее активными были Толя Кисенков, механик из отдела техники безопасности (Анатолия Кисенкова наши читатели знают как фотолюбителя, чьи снимки публикуются в рубрике «Листая фотоальбом» к юбилею города. – Прим. авт.) и Саша Шишкин, электрик литейки, а также контролёр ОТК Наташа Мелузова». В киностудии и на базе станции юных техников проводились занятия для школьников, интересующихся киносъёмкой.  В СЮТе Станислав Аркадьевич вёл и работу фотокружка.

Здесь, на шелеховской земле, родились первые настоящие кинофильмы Парамонова. Среди них – лента к 15-летию ИркАЗа, замечательные «Четыре странички о женщинах», посвящённые работницам завода (эту работу автор представил на торжественном собрании к 8 Марта в ДК «Металлург»). На областных смотрах Станислав Аркадьевич становился призёром. Одна из его лучших работ – «Краски моего города».

– Я была маленькая. Мы с папой ездили на Олхинскую гору, чтобы снять Шелехов с высоты. Тогда ещё не было такого количества садоводств и дач, город выглядел более пасторальным, умиротворённым, – вспоминает Мария Масловская. – В ленте можно увидеть городские улочки, дворы с двухэтажными домами, завод. Кадры сопровождаются удачно подобранной музыкой. Фильм получился очень лиричным, красивым и действительно красочным.

К сожалению, не все фильмы Станислава Аркадьевича сохранились. То, что удалось сберечь, семья оцифровала. Киностудия просуществовала с 1972-го по 1979-й год, когда Парамоновы решили уехать обратно в Карелию (Надвоицкий алюминиевый завод предложил более выгодные условия работы). И, как это часто бывает, отошёл от дела человек, на энтузиазме которого всё держалось – и дело заглохло. Через пару лет семья вернулась в Шелехов, но киностудия так и осталась в прошлом…

А в руках – радуга из самоцветов

Мария Масловская замечает: отец всегда стремился к созиданию и красоте, любил делать вещи, приносящие удовольствие ему и радующие других. Он занимался чеканкой по меди, выжиганием по дереву, собирал фигурные берёзовые капы и превращал их в причудливые скульптурные портреты, держал десятки видов аквариумных рыбок (при любой возможности вёз их в банках поездами и самолётами).

Но, пожалуй, самым большим увлечением Станислава Аркадьевича были камни. Мир самоцветов захватил его с головой. Первые образцы он «наковырял» в Смоленщине, на месте старых складов экспедиции «Байкалкварцсамоцветы» (БКС): от прошлых партий геологов там попадались интересные находки. Коллекция постепенно расширялась: Парамонов привозил камни из многочисленных командировок по стране, познакомился с другими коллекционерами. Чароит, яшма, обсидиан, морион, бирюза, тиманские агаты, нефриты, якутские фантомные кварцы, аметисты, гранаты, потрясающие уваровиты и ещё много-много чего.

>>> Откуда только ни попадали камни в коллекцию Парамонова. Например, с «прекрасной свалки», как он её называл, в Свердловске, куда свозили отходы с нескольких камнерезных мастерских. Там Станислав Аркадьевич насобирал образцы яшмы, родонита, джеспилита и обсидиана.

Отличные аметисты прислал ему знакомый москвич: успел между обходами патрулей наковырять их прямо с земли на оборонном полигоне в районе озера Балхаш (Казахстан).

А однажды в городе Турсунзаде Парамонова чуть не арестовали, когда он собирал турмалин на отвалах Таджикского алюминиевого завода <<<

Как-то Станислав Аркадьевич познакомился с начальником нефритовой партии от БКС, и с его поддержки летом 1986-го во время своего отпуска отправился маршрутным рабочим в экспедицию на юг Бурятии, в долину реки Чикой, где добывали турмалины, кварцы и топазы. Там в тайге на сопках, чтобы геологи могли отбирать пробы пород, рабочие расчищали верхний слой почвы, иногда толщиной до метра. Станислав Аркадьевич признавался: пробиваясь кайлом до коренных пород через дёрн с корнями, уставал так, что падал без сил. Если не было маршрутов по тайге, работали на жилах. Здесь удавалось добыть образцы для коллекции.

Станислав Аркадьевич не просто собирал камни – из них он изготавливал украшения, сувениры. Освоил галтовку – обработку камней с помощью абразивного материала во вращающейся «бочке». Собственную мастерскую обустроил в подвале обычной панельной многоэтажки, где жила семья, а когда переехали в новую квартиру с большой, вместительной ванной – станок поставил прямо там. В городском музее Г. И. Шелехова проходили персональные выставки работ Станислава Аркадьевича, о нём даже писал популярный журнал «Наука и жизнь».

Вот таким он был: Станислав Парамонов – металлург, изобретатель, художник в душе…

Ксения ПЕТРОВА

Станислав Парамонов с семьёй на персональной выставке «Радуга в руках»