СВЕТ ДАЛЁКОЙ ЗВЕЗДЫ. ПАМЯТИ НАДЕЖДЫ СИЛИНОЙ, ЗАСЛУЖЕННОГО УЧИТЕЛЯ РФ

Воспоминания о школьных годах всегда исполнены светлой грусти и очарования. Это пора воспитания личности, когда развивается интерес к тому или иному предмету, выявляются склонности к какой-либо профессии, формируется гражданская зрелость. В юности людям свойственно попадать под обаяние таланта. И очень важно, чтобы рядом оказался эрудированный и неравнодушный учитель.

Надежда Константиновна Силина с бывшими ученицами Галиной Дудановой и Татьяной Ознобихиной

Уже полвека отделяет меня от последнего школьного сочинения на тему «От букваря до аттестата зрелости». В нём я писала о школе, любимых учителях и, конечно же, о Надежде Константиновне Силиной – нашем замечательном учителе русского языка и литературы. Когда она приходила на урок, синеглазая, со светлыми русыми волосами, уложенными в лёгкую причёску, удивительно красивая, мы всегда знали, что сейчас услышим от неё что-то очень интересное: отрывок из письма, написанного хорошим человеком, строки из понравившегося стихотворения, рассказ о приобретённой недавно книге, о необычной случайной встрече в пути. Так учитель развивала в нас мыслительную активность.

Сейчас много говорят об инновационных процессах в жизни школы. Но творчески работающие педагоги были и раньше. Уроки Надежды Константиновны проходили в атмосфере интеллектуальных, нравственных переживаний, столкновений позиций, поиска истины.

На уроках литературы мы вместе с Пьером Безуховым проходили по задымлённому Бородинскому полю; огорчались, как Катерина Кабанова, «отчего люди не летают так, как птицы»; вместе с чеховскими героями задумывались о будущем России, признавались в любви к ней стихами Есенина и Блока.

Каждый урок Надежды Константиновны был синтезом многих составляющих. Она находила межпредметные связи в истории, литературе, искусстве, обращалась к вечным ценностям. Я и сейчас помню её голос, манеру говорить. Она учила нас выражать свой взгляд на мир, своё отношение к прочитанному. Мы осваивали разные способы получения знаний.

Для Надежды Константиновны ценность образования всегда была непреходящей. Как и убеждённость в том, что одарённость – ничто без упорного труда. Как много значило для нас создание на уроке ситуации успеха, мы понимали, что чувство удовлетворения оставляет свет в душе, когда связано с преодолением каких-либо трудностей. Мы с друзьями и сейчас не представляем свою жизнь без чтения. Наш замечательный педагог научила нас любить книгу, бережно относиться к родному языку.

А как радовали Надежду Константиновну творческие удачи ребят. Она читала отрывки из наших сочинений на заседаниях педагогических советов, на родительских собраниях. Чем дальше уходит счастливое время общения с любимым учителем, тем больше я осознаю, какую важную роль она сыграла в моей жизни. Я окончила филологический факультет Иркутского госуниверситета, 30 лет преподавала русский язык студентам-иностранцам в политехническом институте (ныне ИрНИТУ), российским студентам – в Восточно-Сибирском институте экономики и права. Работала преподавателем в Монголии и Корее. Я никогда не изменяла себе, своей профессии, ставшей главным делом жизни.

Судьбу моего дорогого учителя можно считать счастливой, хотя были в ней нелёгкие моменты, большие потери. Многие годы она трудилась в школе №1 города Шелехова. Помню её выступление на встрече выпускников. Среди её бывших учеников – научные сотрудники, руководители больших заводов, лётчики, врачи, много известных людей, которыми можно гордиться. Но она не хотела никого выделять. Сказала, что благодарна всем, кто считает её своим учителем.

Пять лет назад Надежда Константиновна ушла из жизни, в этом году ей исполнилось бы 85. В школе № 1 работают педагогами некоторые её ученики. Пусть каждый день открывает им новые горизонты, пусть не постигнет их разочарование в правильности избранного пути, пусть не оставит вдохновение!

Татьяна ОЗНОБИХИНА-ОДЕСЮК