Тайна казака Степана Петрова



В музее Г.И. Шелехова хранится уникальный экспонат – вырезанный на фрагменте сосны православный крест с посмертной надписью от товарищей казаку Степану Петрову. «Этот экспонат можно отнести к объектам истории и этнографии, – пишет в отзыве на научную работу консультант, доцент кафедры истории архитектуры ИрГТУ, исследователь комплексного памятника «Кругобайкальская железная дорога» Алексей Чертилов. – Очевидно, что он представляет научный интерес в качестве примера христианских обрядовых традиций сибирских казаков».

Экспонат был доставлен в городской музей в 2009 году экспедицией, в которой участвовали дети и педагоги эколого-краеведческого отделения Центра творчества  Сергей Сомов и Михаил Сапижев, и сотрудник Иркутского минералогического музея, краевед, геолог и исследователь  истории края Любовь Лузгина. Поводом для сохранения надписи послужило то, что дерево, где она была вытесана, стало быстро разрушаться, наполовину высохло, могло упасть или сгореть от пожара.

Надпись на кресте

 Чем уникальна эта надпись?

Она сделана на сосне, расположенной в десяти метрах от кромки реки Малая Половинная и в четырёх метрах вглубь от таёжной тропы, по которой мог пройти конный отряд. На ней был вытесан крест размером с человеческий рост и на оголённом стволе сделана надпись: «ЗДЪСЬ ПОКОИТСЯ ТЪЛО КАЗАКА ТУНКИН. ВОЛОСТИ СТЕПАНА ПЕТРОВА УБИТАГО 20 МАЯ 1913 Г. МИРЪ ПРАХУ ТВОЕМУ ТОВАРИЩЪ». Буквы написаны алфавитом, который использовался в царской Росси. Такую надпись на живом дереве в лесу Шелеховского района обнаружили впервые.

Почему на могиле не поставили традиционный православный крест? Может расчёт был на то, что на дереве надпись сохранится дольше? Видимо, товарищи стремились увековечить память об убитом как можно дольше, поэтому сделали такой большой «Крест» недалеко от тропы, чтобы люди могли легко его обнаружить. Это им удалось – «Крест» простоял 96 лет. Не на каждом погосте так долго сохраняются памятники.

Напрашивается мысль, что казак Степан Петров был не простым членом команды или отряда казаков, или группы охотников, или торговой экспедиции (эти варианты надо ещё документально установить, чтобы фрагмент с надписью стал полноценным историческим экспонатом музея). Возможно, традиционный вариант захоронения Степана Петрова не рассматривался, потому что отряд не планировал быстрого возвращения на земли тункинского казачества, но хотел, чтобы место захоронения легко могли найти его родственники.

Какие исследования были проведены

Крест на дереве был обнаружен Сергеем Сомовым в 1987 году на Олхинском нагорье в долине реки Малая Половинная, тогда он работал в Прибайкальском национальном парке рядовым егерем. К этому дереву он возвращался в начале 2000-х годов, когда уже был педагогом Центра творчества и водил школьников в краеведческие походы по местам, знакомым ему с периода службы в лесничестве. В итоге к «Кресту» (так назвали это место, расположенное в трёх километрах от Большого Луга, жители села) были проведены три экспедиции: в 2003-м, 2006-м и 2009 годах. Первое, что пришлось сделать юным исследователям  – восстановить надпись, так как со временем дерево пыталось «затянуть рану» – кора на концах креста разрослась и её пришлось удалить, так же как и наплывы смолы. После восстановления текста ребята доказали, что возраст дерева соответствует времени, когда сделано захоронение. Но могилы казака обнаружить не удалось, что неудивительно, после прошествия 90 лет.  Так же были исследованы дороги, по которым в этот период могли двигаться казаки. Рассмотрели малоизвестный этап освоения Юго-Западного Прибайкалья в мае 1913 года в период строительства и первых лет работы Кругобайкальской железной дороги (недалеко от места нахождения «Креста»), где казаки могли исполнять охранную деятельность.

По итогам, используя материалы областного архива,  учащиеся написали научные работы, которые заняли призовые места на различных конкурсах районного и регионального уровней, в том числе на областной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и Всероссийской научной конференции «Юность, наука, культура» в Калуге. Сергей Сомов планирует продолжить это исследование.

Карта места захоронения

Кем был казак Степан Петров?

Казаки обычно люди служивые и занимающиеся военным делом. Чаще всего они несли пограничную службу, могли охранять торговые караваны, конвоировать арестантов или сопровождать экспедиции, а также занимались поиском и поимкой бродяг, разбойников, в мирное время охотились и занимались другими промыслами.

По содержанию текста на кресте можно сделать следующие предположения. Май очень удобный месяц для передвижений по болотистым таёжным долинам. Болота пока промерзшие, двигаться по ним легче, хорошо просматриваются дали, так как лес почти без листвы. Степан Петров мог погибнуть от рук человека или нападения животного.

Есть устные сведения, что в роду Петровых были контрабандисты, возили товары из Китая и Монголии. На сайте, где ведутся поиски родословных тункинских казаков, Любовь Лузгина нашла такую информацию: «Начало русских поселений в Тункинской долине идёт от строительства Тункинского острога. Сообщается, что первых служивших казаков было 30 человек, но пофамильных списков не приводится. Зато в сборнике С.А. Гурулёва о первых иркутянах, изданном в 2011-м, есть перечень людей, служивших в остроге в 1682 и 1684 годах». В этом списке казаков есть запись: «Петров Константин (Толмач – переводчик) 1682г». Это своего рода косвенное доказательство, что версия о Петровых – контрабандистах вполне логична.

По рассказам Ренаты Яковец, которая была известным краеведом в Слюдянском районе, стало известно о казаке Петрове с отчеством Степанович, который отступая с войском атамана Семёнова, проявил себя как отличный пулемётчик.

Казачество было сословием привилегированным, а значит гибель даже рядового, а тем более старшего казака, не должна была пройти бесследно в официальном мире. Если казак из местных, тогда о его гибели земляки должны были знать. Но дело оказалось значительно сложнее. Об этом автору статьи стало известно после разговора с атаманом Олхинского казачества Германом Романовым.

Это было беспокойное время

Атаман Герман Иванович Романов, кандидат исторических наук, исследует историю казачества всей России, написал несколько книг. По его словам, на протяжении длительного периода времени через Тункинскую долину из Монголии в Иркутск на продажу перегоняли большое количества скота. Этим занималось семейство казаков Шубиных из станицы Георгиевская. Самым опасным было перевести стада через Олхинское плато по направлению в Иркутск, здесь от разбойников почти не было спасения. Слово «Олха» с местного наречия «Ал-лаха» переводится, как призыв убивать. Вторая версия перевода – «Богатое место». По дороге скот ещё надо было чем-то кормить, поэтому его часто гонял через лес – это к вопросу о таёжных тропах.

– В старину на Култукском тракте разбойников хватало – спросите старожилов в Мотах, в Кундиново, Введенщине, здесь убивали очень часто, – рассказал Герман Иванович. – Это Сибирь, здесь вопросы решались просто – каторжанский край. В случае со Степаном Петровым, на этой дороге они могли искать беглых, хотя мало вероятно.

Период конца девятнадцатого и начала двадцатого века был очень лихим временем. Кроме того, к 1912 году внешняя Монголия  официально освободилась от китайской зависимости. А когда родоплеменное сообщество освобождается от иностранного гнёта, в среде местных феодалов начинаются внутренние разборки. Поэтому в 1912 году  в столицу Монголии – Ургу (позже её переименовали в Улан-Батор) для несения полицейской службы перевели Забайкальских казаков. В Кобдо, расположенную на другом конце Монголии, отправили 5 сотню 3-го Сибирского казачьего полка, а иркутские и енисейские казаки готовились, в случае необходимости, провести интервенцию в центральную Монголию – настолько было неспокойное время. Командовал казаками в Монголии барон Унгерн. По словам Германа Романова, вначале 1921-го атаман Андрей Шубин увёл к нему на службу более сотни человек. Благодаря казакам беспорядки в Монголии удалось предотвратить, но вернувшиеся домой за службу в белогвардейской армии у барона Унгерна попали под репрессии новой советской власти.

– Если на допросе у красногвардейцев казак отвечал, что служил под командованием Унгерна или у атамана Шубина, ему полагался расстрел. Чтобы выжить, масса тункинских казаков бежала, меняя и «забывая» свои фамилии, – пояснил Герман Иванович. – А что здесь творилось в Гражданскую, лучше не вспоминать. С 1921 по 1937 годы пересажали или расстреляли почти всех казаков, служивших у барона Унгерна. Поэтому восстановить сведения о тункинских казаках Петровых будет не просто.

Если знать, в какой церкви его крестили, можно было бы поднять архивы епархии, но запись вносили, если человека отпевали. Если Степан Петров состоял на службе, то его надо искать в сотенных списках. Если он числился на льготе – это когда казак отслужил срок действительной службы и находится в вооружённом резерве – надо смотреть архив Иркутского казачьего войска, но сейчас он закрыт и находится в Москве.

Поиск продолжается

В данной ситуации автор исследования и руководитель эколого-биологического объединения «Друзья леса» Центра творчества, почётный работник сферы образования РФ Сергей Сомов рассматривает следующие варианты поисков:

– Найти людей, которые что-либо слышали, когда впервые  появились упоминания о «Кресте»; найти сведения о личности казака Степана Петрова и его роде, устные и письменные, – говорит Сергей Александрович. – К сожалению, после революции пропали подушные списки, которые сжигались вместе с церквями. Но был период, когда пионеры-тимуровцы приходили к старожилам и записывали их рассказы об истории этих мест, о людях, родственниках. Может эти записи сохранились у потомков, в школах или местных музеях. Мы можем эти записи рассортировать и найти сведения о Степане Петрове, или выйти на новые темы. Возможно, в некоторых случаях записи личных воспоминаний остались единственным свидетельством. Находятся люди, которые сохраняют историю для будущего, но их, к сожалению, очень мало.

Светлана ЧАЙКО

Фото из архива объединения «Друзья леса»