Татьяна ТУЗОВА: «РАБОТАЛА С ЗАПАШНЫМ И ГРУППОЙ «НА-НА»

Шелеховского художника-модельера Татьяну Тузову хорошо знают не только в нашем городе, но и за его пределами. Ей приходилось шить костюмы для различных творческих коллективов, включая известную цирковую труппу Мстислава Запашного.

— Я с детства мечтала стать модельером, — рассказывает Татьяна Тузова. – Брала у мамы отрезки ткани и превращала их в юбки, платья, сарафаны. Окончив восемь классов, решила поступить в техникум легкой промышленности. Он находился в Ангарске, а в Иркутске был филиал, куда я и подала документы. Но здесь были только заочная и вечерняя формы обучения. Чтобы поступить на вечернюю, требовалось предоставить справку о трудоустройстве. И я пошла на шелеховскую швейную фабрику, куда меня взяли ученицей швеи. Сразу скажу, что работа в легкой промышленности оказалась совсем не легкой. Приходишь в цех в восемь утра – и всю смену за швейной машинкой, не поднимая головы.

— А что шили на фабрике в те годы?

— Военную форму.

— То есть дизайном одежды вам заниматься не приходилось?

— Ну, что вы, какой дизайн? Все операции были отработаны. Требовалось только строго соблюдать технологию. Но детская мечта стать модельером не давала мне покоя. Проработав несколько лет, окончив вечернее отделение, я перешла в швейную мастерскую при ДК «Металлург». И мне сразу поручили сшить бархатное платье для ведущей концертов.

— Сегодня в ваших костюмах выступают все творческие коллективы «Металлурга»…

— …И это непросто – угодить всем. Ко мне приходят и просят сшить костюм. Начинаю уточнять детали, и оказывается, что люди сами не знают, чего хотят. Говорят только: «Чтобы было красиво». Вот и попробуй догадайся, что нужно сшить.

— Тем не менее у вас все получается…

— Первым делом я прошу показать номер. Например, для цирковой труппы нужны костюмы, которые не порвутся во время выступления. Прошиваем их армированными нитками, причём все швы делаем эластичными, чтобы могли растягиваться. А вот с народными костюмами другая проблема. Они должны полностью соответствовать тем костюмам, которые шились и сто, и двести лет назад. Поэтому приходится обращаться к исторической литературе, Интернету и даже в музеи.

— Вы упомянули про цирковые труппы. Известно, что однажды к вам обратился Мстислав Запашный…

— Это было несколько лет назад, когда его труппа выступала с гастролями по стране. Приехав в Иркутск, они обнаружили, что костюмы артистов, выступавших в главном номере под названием «Колесо смерти», пришли в негодность. Кто-то посоветовал Запашному обратиться ко мне, я приехала в иркутский цирк, посмотрела номер и согласилась сшить для них новые наряды по оригинальным эскизам. Это были обтягивающие комбинезоны из бифлекса с аппликациями.

— Долго их шили?

— Неделю. Артисты приезжали в Шелехов на примерку, остались довольны.

— А ещё с кем-нибудь из знаменитостей приходилось работать?

— С группой «На-на».

— Неужели тоже шили для них костюмы?

— Нет. Они просто попросили привести их наряды в порядок перед выступлением в Шелехове.

— Что это были за наряды?

— Кожаные плащи.

— В своё время в нашем городе выступали Олег Газманов, группа «Комбинация», другие артисты. И каждый старался выделиться на сцене не только своим творчеством, но и костюмом, меняя их после антракта.

— Вы правы, сценическая одежда – это часть имиджа артиста. Но лично я, когда смотрела выступления звёзд эстрады, выступавших в Шелехове, думала, что могла бы сшить для них что-нибудь более эффектное.

— Сколько же всего нарядов вам как художнику-модельеру приходится готовить в течение года?

— Объём работы очень большой. Однажды на Новый год пришлось сшить сразу восемьдесят костюмов. А за год получается несколько сотен.

— Помните, над каким нарядом вам пришлось повозиться дольше всего?

— Над костюмом русалки для первого шелеховского карнавала. Русалка была в команде ИркАЗа. Костюм шился без выкройки. Помню, к нам пришла девушка, которая должна была превратиться в русалку. Мы с коллегой обернули её тканью, тут обрезали, там обрезали. Нужно было сделать огромный хвост из блестящей ткани. Чтобы он не смялся, его начинили поролоном.

— Есть такое выражение: не ошибается только тот, кто не работает. Случались за время вашей работы какие-нибудь казусы?

— Однажды нам поручили сшить костюмы для молодежного хореографического коллектива. К сарафанам пришивались юбки, имевшие спереди вырез, а сзади – удлинение. Всю работу нужно было выполнить за день. Когда начался концерт, у одной девушки юбка оказалась пришитой наоборот. Это мы в мастерской в спешке перепутали. Но в перерыве концерта исправили свою оплошность. Был и такой случай, когда у ведущей новогоднего вечера на спине лопнула молния. Как только она зашла за кулисы, мы прямо на ней зашили платье. А после концерта распарывали его.

Владимир ВТОРОВ
Фото из архива Татьяны Тузовой