ТОЧКА РОСТА НА МАРШРУТЕ В БУДУЩЕЕ



8 февраля в гимназии состоялся первый районный фестиваль «Лучший центр образования «Точка роста» – 2024».

Прологом театрализованного открытия фестиваля стало исполнение студенческого гимна Гаудеамус (Gaudeamus). Спели ребята его вначале на латыни, затем на русском языке, чем сразу же вовлекли присутствующих в атмосферу наук и знаний.

Гаудеамус в честь Точки роста

Цель фестиваля, а его планируется провести в пять  этапов, выяснить не только кто лучший, но и  каких успехов, благодаря этому проекту достигли  педагоги и школьники, что  ещё необходимо улучшить для организации эффективной работы «Точек роста».

Открыл фестиваль  мэр района Максим Модин. Он сообщил,  что   сегодня  в  Шелеховском районе  действует уже 10  подобных центров, к концу  года будет оборудовано ещё два.   На создание и   оснащение  «Точек роста» из  районного бюджета  направили 16 млн рублей,  ещё 23,7 млн выделили на ремонт помещений, где  разместились   центры развития.

Также за счёт средств, выделенных из федерального бюджета по линии министерства просвещения РФ,  приобрели новое оборудование, наглядные учебные пособия, макеты и необходимый инструментарий.

«Точка роста» на базе гимназии создана в 2021 году в рамках федерального проекта «Современная школа»,  начало которому было положено ещё  в 2019-м.  Сегодня  «Точка роста» является частью образовательной среды гимназии,  помогая   гимназистам  познавать мир, изучать естественнонаучные  и технологические предметы, такие, как ботаника, биология, зоология, химия и физика, информатика  в  прикладном, современном формате с использованием новейшего  оборудования.

Директор гимназии Татьяна Зараменская, приглашая присутствующих на презентацию, сказала: «Огромная вселенная состоит из маленьких точек. «Точка роста» – это старт. Это  пространство, где человек сталкивается с вызовами, новым опытом, стимулирующими его личностный рост и развитие».

Директор гимназии Татьяна Зараменская

Как бы в продолжение  слов Татьяны Михайловны  ученик гимназии Андрей Константинов со сцены   прочёл стихи  поэта Александра Юданова, посвящённые  будущему:

«Рождён я в звездах.

Мне не спится,

Когда плутающих зарниц

Мелькают яркие зеницы

Из-под космических ресниц.

Когда смеяся и играя,

Спеша по млечному пути,

В букеты звезды собирая,

В любви летят сердца с Земли».

Сейчас в гимназии обучаются 945 человек в 34 классах. Непосредственно в центре «Точка роста» с учениками занимаются шесть педагогов, однако материальную базу центра используют и другие учителя для  того, чтобы ученики могли усваивать любые  темы  более глубоко и наглядно,  с помощью  новых учебных пособий.

Роботы и цифровые лаборатории

Так, опираясь на возможности «Точки роста», педагоги гимназии разработали программы как по учебным предметам, так и дополнительные: по технологии для 5-9-х классов «3D моделирование» и «Занимательная робототехника»; по биологии и химии – «Мир воды» для 1-4-х классов, «Занимательная биология» для 5-6-х классов, «Химия вокруг нас» для 8-9-х классов, «Удивительный мир химии» для 10-11-х классов; по физике – «Удивительный мир физики» для 7-9-х классов и «Физика вокруг нас» для 10-11-х классов.

В состав центра  «Точка роста» входят три лаборатории: химико-биологическая, физическая, технологическая, каждая из которых имеет цифровое оборудрвание.

Полигон для роботов

Самое главное и привлекательное для ребят в том, что здесь собрано разное оборудование. «Точка роста» имеет всё необходимое для современного обучающего процесса:  ноутбуки, МФУ,   четырёхосевой учебный робот-манипулятор с модульными сменными насадками; набор для изучения  многокомпонентных роботехнических систем и манипуляционных роботов; набор по механике, мехатронике и робототехнике; конструктор для практики блочного программирования с комплектом датчиков, что позволяет гимназистам смело делать первые шаги к своему будущему.

Мастер-класс по программированию

В ходе мастер-класса по программированию с использованием искусственного интеллекта, проводимого заместителем директора центра «Точка роста», преподавателем технологии и робототехники Ольгой Журавлёвой-Борн, родители и члены конкурсной комиссии с помощью юных наставников познакомились с современными цифровыми технологиями. В ходе занятия звучали  сетования на ограниченность допуска к  нужной информации,  но  стоит пояснить, что эти ограничения  необходимы и введены законодательно в целях психологической безопасности школьников.

Ольга-Журавлева-Борн – мастер класс по Искусственному интеллекту

Присутствующие смогли убедиться на практике,  как работает искусственный интеллект (ИИ). Результат впечатлил всех: использование ИИ позволяет запрограммировать необходимые действия и получить ответ, в том числе и в вербальной форме. Прогресс пришёл в наши школы, и двигать его будут в недалёком будущем  наши дети – сегодняшние  гимназисты и  школьники.

Ольга Александровна пояснила, что ребята занимаются также проектированием учебных роботов складского назначения.

К примеру, один из роботов   программируется так, чтобы по определённому маршруту найти необходимый груз и доставить его туда, куда нужно, всё строго по программе.   А второй робот после доставки груза производит его учёт  по установленному  порядку, который  тоже запрограммирован.

Такой подход позволяет учащимся не только собирать и создавать программы для  роботов, но и видеть перспективы, находить нетрадиционные пути решения технологических и технических задач. Ольга Александровна приняла участие в проектной сессии «Технологическое образование», она является координатором муниципального проекта «Развитие образовательной робототехники в образовательных организациях Шелеховского района»,  в рамках которого проводит обучающие семинары и организует соревнования для учеников.

А в  соседнем классе занятия по электромагнитизму проводила  директор центра «Точка будущего»  Александра Чиркова, помогали ей в этом ученики 8 «Б» класса.

Александра Чиркова с учениками 8 Б класса

Александра Владимировна в рамках реализации флагманского курса академии министерства просвещения России «Школа современного учителя» представляла эффективные образовательные практики, в 2023 году прошла повышение квалификации по дополнительной программе «Быстрый старт в искусственный интеллект». После проведения опытов по получению электростатического электричества,  способного зажечь маленькую лампочку,  ученики вместе с преподавателем провели опыт и показали всем  способность  отталкивать частицы противоположно заряженной фольги той же пластинкой оргстекла.

Опыты, которые на фестивале демонстрировали ребята и их педагоги,  делались с использованием комплектов специального оборудования.  А после экспериментальной части гимназисты  организовали  мозговой штурм на тему практического применения полученных результатов.

Знакомство с профессиями

Татьяна Зараменская  рассказала о достижениях учеников и учителей, заметив, что сегодня родители и педагогов  задаются вопросом:  что важнее – уметь извлекать квадратные корни или иметь навыки коммуникаций, целеполагания и достижения поставленных целей, работы с информацией, самооценки и контроля своих действий,  умения  быть  в команде. Другими словами, что важнее:  сам по себе предмет и учебная дисциплина либо эмоциональные навыки учеников, их психологическая устойчивость и эмпатия к другим.

Несмотря на то что этот  вопрос спорный, если не сказать риторический,  в работе «Точки роста»  стараюстся учесть все факторы и моменты развития полноценной личности. Здесь проводятся занятия по решению  проектных задач, образовательные модули как индивидуального, так и коллективного   развития.

В гимназии, по заявлению директора, выстроена система подготовки к исследовательской деятельности. Последние два года 43 % учеников выбирали темы проектов,  связанные с естественнонаучными циклами и точными науками.

Несколько лет полипрофессиональная команда гимназистов (корпорация) участвует в чемпионате корпораций «Профессионалы будущего» по методике JuniorSkils. Команды получают производственные задания от реальных предприятий.

Участие в шестом региональном чемпионате компетенций «ЮниорПрофи» Иркутской области в компетенции «Инженерный дизайн CAD» принесло команде гимназии третье призовое место.

Третье  место  заняла и  команда шестиклассников, которая уже в начале года    проявила себя в   фестивале  юных робототехников  «Робосиб – 24».  В результате благодаря успехам  хорошо подготовленных гимназистов получена квота для участия в национальном чемпионате в Красноярске.

В рамках  «Проектории» (так называется ещё один интересный проект гимназии – прим.авт.) для учеников  прошли  «Уроки с профессионалом», которые вели  специалисты  разных отрослей.  Самый большой интерес у ребят  вызвала профессия веб-разработчика как наиболее востребованная и хорошо оплачиваемая.

«Точка роста» гимназии   уверенно смотрит в будущее, а как же иначе? Ведь именно здесь оно формируется и создаётся, причём моделировать его могут гимназисты самостоятельно.

Сегодня педагогический коллектив предлагает расширить программы обучения,  развивать   направления по  химии и биологии, которые вызывают наибольший интерес у ребят.  Что касается учеников, то   гимназисты восьмых классов сейчас готовятся к  участию в межрегиональной квест- игре «На перекрестке наук – 2024», а шестиклассники  –  успешно выступить  в национальном чемпионате  по робототехнике в Красноярске.

В планах – продолжить  знакомство  ребят   с разными профессиями,    участвуя во Всероссийском проекте «Билет в будущее».

Фестиваль определит лучших. Но независимо от того, какое место в нём займёт «Точка роста» гимназии, почувствовать вкус науки, технического творчества, может каждый ученик, а   родители смогут  осознать, какое будущее ожидает их детей и какие отрываются перед ними  перспективы.

Юрий АНДРИАНОВ

Фото автора