«TOUR-MAN»: 20 лет своей дорогой


19 декабря 2021 года


Нынешний год для шелеховского мотоклуба «TOUR-MAN» знаковый: уже 20 лет он объединяет близких по духу людей, которые не мыслят себя без железного коня, дорог и бездорожья, путешествий и крепкого дружеского плеча рядом. Тысячи пройденных ими километров в газетные строки, конечно, не втиснуть, но прокатиться по некоторым фактам клубной биографии будет интересно. Так что поехали!

Однажды, в 2001 году, несколько увлечённых мототехникой энтузиастов, в том числе Владимир Исупов и Николай Кобыляченко, поняли: вместе они – сила. Так появились «Молодые ветра». Позже клуб переименовали в «TOUR-MAN» («ТУРМАН»), и не просто так. Английский вариант слова образован из двух: «путешествие» и «человек», – что отражает деятельность участников клуба. Кроме того, турман – особая порода голубей, которые способны совершать в воздухе перевороты и кувырки через голову, крыло или хвост, напоминая колесо в движении.


«ТУРМАН» – крепкая мужская компания, где сошлись представители разных возрастов и профессий. В их рядах можно встретить инженера, таксиста, менеджера, слесаря, строителя, риэлтора, крановщика на предприятии, монтажника окон. География клуба не ограничивается только Шелеховом: свои люди живут в Иркутске, Саянске, Братске, Усть-Илимске и даже в Геленджике.
Женщин, как вы поняли, в клубе нет: не принято. Но к дамам за рулём мотоцикла мужчины относятся с уважением и восхищением: «Они такие же мотоциклисты, только чуть слабее».

Марка, модель и количество колёс у мотоцикла для «TOUR-MAN» значения не имеют.
– Если ты на коне – ты наш, – говорит руководитель Владимир Исупов и добавляет: – Только следует понимать, что право называться товарищем надо заслужить. Нельзя просто прийти и сказать: хочу к вам в клуб – возьмите меня! Потребуется время, чтобы понять, можно ли доверять человеку, которого мы принимаем. Нам чужды ездоки, для которых мотоцикл – средство покрасоваться и дальше знакомого околотка они не ездят. У нас есть негласное правило, этакое вступительное испытание: кандидат в члены клуба должен как минимум на тысячу километров уехать от дома и вернуться обратно. На больших расстояниях в разных ситуациях, а они бывают и экстремальными, человек проверяет себя, начинает по-другому смотреть на вещи – и решает: надо ему это или ну его на фиг!

Совместное преодоление пути, общение на природе – вот что очень ценят члены клуба (дружба и взаимовыручка – это самой собой, по умолчанию). В движении они круглый год, привычного для мотолюбителей понятия «открытие/закрытие сезона» у «ТУРМАНА» нет, и это его отличительная черта.

Среди традиционных мероприятий – пробеги «TOUR-Байкалье», «Память», «Осенний вираж», «Ну здравствуй, весна!», моторалли «СНЕГО-TOUR». А ещё мужчины вместе с семьями собираются на встречи в духе туристических посиделок у костра с палаткой или устраивают вылазки выходного дня с горячим чаем, вкусным обедом и даже блинами, испечёнными на свежем воздухе.

Между прочим, «ТУРМАН» – единственный в нашем регионе клуб, который проводит самое большое количество мотомероприятий в году. За это на конкурсе «Итого-2021» среди мотоциклистов Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края ему присудили победу. Вдобавок клуб нынче организовал самый массовый пробег на мотоциклах с коляской «Ну, здравствуй, весна!»… и на недавнем декабрьском событии «СНЕГО-TOUR» свой же рекорд и побил: живописным маршрутом по зимнему Олхинскому плато прошли 22 единицы техники, из них 16 «Уралов».

В конкурсе также удостоился награды член клуба Дмитрий Ополев, совершивший самое длинное путешествие на мотоцикле с коляской протяжённостью в 4500 км (на Алтай). А Владимира Исупова и его мастерскую «Вирусологово» отметили за проведение первого в Приангарье зимнего ралли на мотоциклах с коляской «Самогонка» (мы об этом, кстати, рассказывали).
В мероприятиях «ТУРМАНА» с удовольствием участвуют другие клубы, единомышленники из соседних регионов, потому что здесь любят гостей и всегда окажут тёплый приём.

В путешествиях члены клуба изъездили страну на все четыре стороны, не говоря о родном Прибайкалье. Владимир Исупов побывал на Дальнем Востоке, в Хакасии, даже на заводе в городе Ирбите Свердловской области, где производят «Уралы».

Максим Титлянов, например, выполнил несколько мотонормативов, в том числе «Bun Burner 1500», установленный мировой ассоциацией «Iron Butt»: в поездке до Ачинска (Красноярский край) и обратно в течение полутора суток он преодолел расстояние не меньше 1500 миль (не менее 2414 км).

Николай Кобыляченко, мечтавший побывать на море, мечту свою осуществил, да так ему понравилось в Краснодарском крае, что там он и остался жить. Товарищи же в шутку замечают: его путешествие ещё не окончено – просто подзатянулось.

– В чём романтика дороги? Я не знаю, это сложно объяснить… – размышляет Владимир Исупов. – Ты получаешь удовольствие от самого процесса. В пути по-другому воспринимаешь себя, окружающий мир, и мысли в голове совсем другие – яснее, твёрже. Эти приятные чувства хочется испытывать снова и снова. В поездках, особенно дальних, зарождается и крепкая дружба: ты видишь человека настоящим, какой он есть. Порой человек возвращается из путешествий обновлённым, с другими ценностями. Дорога – это не про километры, отмеряемые колёсами, а про состояние души…

Ксения ПЕТРОВА
Фото Татьяны Федоровой и из архива мотоклуба

Члены клуба следуют определённым правилам обращения с мотоциклом и сопутствующими атрибутами.
Железный конь – организм живой. Это непреложная истина. Своим мотоциклам хозяева дают имена, с ними общаются – добрым словом и заботой, стараясь не обделять вниманием, ведь как содержишь коня, так он и везти тебя будет.
Уважительное отношение должно сохраняться и к шлему. Его не подобает класть под ноги – на пол или на дорогу. А если шлем вдруг упал, лучше в этот день никуда не ездить – примета такая.
Клубный жилет тоже не банальный предмет гардероба. Находиться в нём в другом виде транспорта нельзя, равно как и садиться без него на мотоцикл.