ТРУД В РАДОСТЬ
Уроки технологии, центры образования «Точка роста», концепции и программы воспитания школьников – всё это и многое другое направлено на воспитание детей не только успешных в личностном плане, но и полезных обществу, социализированных в современных условиях. В связи с этим в закон «Об образовании в РФ» были внесены поправки: «дети должны бережно относиться к школьному имуществу, поддерживать в классе и школе в чистоту и порядок», а ещё “участвовать в общественно полезном труде, направленном на формирование трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда”.
Беседы с педагогами, родителями и детьми показали, что негативных изменений в жизни школьников не произошло. Многое из того, что декларировано в законе, в Шелеховском районе давно происходит. Дети всех возрастов принимают участие в содержании школьных классов и кабинетов в порядке, на уроках технологии производят мелкий ремонт мебели, активно участвуют в уборке пришкольных территорий.
Школьники из сельских школ приобретают навыки ухода за огородными культурами на пришкольных участках, высаживают деревья, а затем ухаживают за аллеями участников Великой Отечественной войны.
Разговор с заместителем директора по воспитательной работе школы № 6 Ольгой Комогорцевой, учителем географии и краеведом Мариной Максимовой и учителем технологии Александрой Бабкиной дал представление о картине трудового и профориентационного воспитания. Как и в других школах района, внесение поправок в законодательство о трудовом воспитании не встретило какого-либо сопротивления со стороны родителей. Там, где были сомнения, классные руководители помогали разъяснениями, примерами. Дети не только выполняют свои новые обязанности, но и формулируют для себя необходимость трудовых навыков.
Ольга Колмогорцева и Марина Максимова представляют геологический музей
Ольга Александровна и Марина Ильинична рассказали о школьном музее геологии, который существует с 1978 года. Это не просто музей камней и минералов, это иллюстрация того, как увлечение краеведением помогает в выборе профессии на всю жизнь. Здесь представлены изделия, изготовленные руками школьников. А усилиями Александра Фёдорова была создана камнерезная мастерская.
Камнерезная мастерская
Школьные мастерские оформлены в классическом стиле. В столярном – верстаки и несколько токарных станков, в слесарном – тиски, ручной инструмент и, особо выделенная, камнерезная мастерская.
Токарные станки в столярном цехе
Рассказали и о трудностях в обеспечении трудового воспитания. В первую очередь сложности с материальным обеспечением учебного процесса по технологии. Если работы по дереву – дети несут из дома что-то подходящее, если это занятие с металлом – картина та же.
Инсталяция из срезов. Руководитель Александра Бабкина
Вспомнилось время, когда у каждой школы были шефы-попечители. Они не только участвовали в воспитательной работе, но и помогали оборудованием, расходными материалами. В районе существовал попечительский совет образовательных учреждений. К сожалению, сейчас это движение сошло на нет, а помощь и поддержка школам нужна. Стоит отметить, что на предприятиях работают отцы школьников, их участие в жизни школы могло бы работать на укрепление семей и создание рабочих династий.
Проблема несоответствия учебной программы технологии с материальными возможностями школы была озвучена в разговоре с педагогом введенской школы Сергеем Кудаковым. Прототипирование, создание 3D-моделей в программе есть, а 3D-принтера нет. Вот и моделируют школьники из деревянных брусков что получится.
Учитель начальных классов школы № 11 Лариса Русанова рассказала о своих учениках и их родителях, которые не против того, чтобы уборка класса, помощь учителю и дежурство в столовой проходили по расписано.
Ну а как школьники реагируют на новые правила в трудовом воспитании? Впечатление, что никак. Ведь ничего не изменилось. И дежурства по школе, в столовой, уборка в классе и работа на пришкольной территории – всё это было. А вот то, что ориентируют по профессиям, здорово. И на заводы хорошо бы ходить, и ярмарка профессий была бы интересна.
Такие встречи показывают, что направление на трудовое ориентирование школьников выбрано президентом и правительством верно. Совершенствовать материально-техническую базу школ, налаживать связи с производством необходимо. Тогда к концу обучения каждый ученик и навыки трудовые приобретёт, и профессию сможет для себя выбрать.
Юрий АНДРИАНОВ
Фото автора