ТЬЮТОР – ПРОФЕССИЯ ТОНКАЯ

Не учитель, не классный руководитель, не социальный педагог и не психолог… Кто же такой тьютор? Этому понятию дают разные определения. Прежде всего это наставник, который помогает ребёнку разобраться в его познавательных интересах и, исходя из них, выстраивает индивидуальную программу обучения для своего подопечного.

В летнем университете тьюторства на Байкале педагоги Елена Зыкова и Елена Карпова (крайние справа) успешно представили опыт работы лицея

Тьюторство в образовании – принципиально новый для нашей страны вид педагогической деятельности, в отличие от Европы и США, где такая практика сложилась уже давно.

Задача тьютора гораздо шире, чем просто помощь в учёбе.

– Он создаёт среду, в которой ребёнок может полноценно развиваться, – говорит заместитель директора лицея по воспитательной работе, учитель биологии Елена Карпова. – Анализирует его интересы: чего хочет школьник, зачем ему те или иные знания, какие предметы даются с трудом, а к чему есть способности.

– И с учётом этого, – продолжает педагог-психолог лицея Елена Зыкова, – составляет образовательную программу, основанную на принципе индивидуализации, то есть такую, которая подходит именно этому ребёнку.

Иначе говоря, тьютор не даёт подопечному каких-либо знаний, а помогает ему самоопределиться, понять своё призвание. И работа эта очень сложная, ведь зачастую дети сами не осознают, чего хотят.

Елена Карпова и Елена Зыкова профессию тьютора открыли для себя недавно.

– Лицей вошёл в федеральную целевую программу «Развитие образования», и мы должны были представлять Шелеховский район в других регионах страны в качестве тьюторов, – рассказывает педагог-психолог Елена Константиновна. –  Нас этому обучали, после чего мы знакомили коллег из разных территорий с опытом работы лицея. Побывали в Ставропольском крае, Удмуртии, Амурской области. Опробовать тьюторские технологии работы с людьми было очень интересно, хотя и непросто.

В августе 2017-го педагоги приняли участие в летнем университете тьюторства, который ежегодно организует межрегиональная тьюторская ассоциация. На Байкал, где проходило мероприятие, съехались специалисты из Иркутской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Новосибирска, Томска, Владивостока, Ставрополя. Елена Зыкова успешно защитила перед маститыми экспертами программу по профориентации для старшеклассников, разработанную коллективом педагогов лицея под руководством директора Оксаны Меновщиковой. В результате программа получила статус федеральной и была рекомендована к распространению в образовательных учреждениях страны. Елена Карпова представила на обсуждение проект индивидуализации образовательного процесса для учащихся 8–11-х классов.

– Суть его в том, что мы, как тьюторы, помогаем детям на протяжении всего периода обучения определиться с интересующими их предметными областями, выбором профессии, а значит, и с будущим, – объясняет Елена Геннадьевна.

В рамках летнего университета состоялась презентация проекта первой в России сетевой школы, которая объединяет по всей стране образовательные, общественные, научные организации и граждан, поддерживающих и осуществляющих обучение детей в формате индивидуальных программ. Автором идеи является председатель правления  международной ассоциации «Развивающее обучение» Алексей Воронцов. Елена Зыкова и Елена Карпова вошли в команду школы в качестве тьюторов-интернов.

Сегодня тьюторство в России активно развивается. Шелеховский район наверняка не станет исключением, ведь положительный опыт работы в этом направлении уже есть, и педагоги лицея готовы делиться им со своими коллегами.

Ксения ГОРБУНОВА