Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле!



День учителя как профессиональный праздник у нас в стране отмечается 5 октября. Но фактически каждый день, когда педагог открывает двери в класс и начинает урок,  это день учителя. Это праздник не только корпоративного сообщества, а всей страны, ведь у каждого в жизни был свой учитель.

Накануне октября, в самое красивое время листопада и солнечной погоды,  мы встретились с начальником управления образования Ириной ШИШКО, чтобы поговорить о сегодняшнем  районном образовании и не только.

 

— Ирина Юрьевна, вы помните своего первого учителя?

— Конечно,  это прекрасный педагог Лидия Алексеевна  Докучаева. Хорошо помню и своего учителя русского языка и литературы, а также классного руководителя  Тамару Максимовну Карелину. Это она поддержала мою  мечту стать учителем, была  советчиком и наставником.  Во многом благодаря ей я  поступила в Иркутский педагогический институт  и, как она,  получила диплом учителя русского языка и литературы.

—  Сейчас нередко известные люди считают хорошим тоном отметить, что плохо учились в школе…

— Я училась хорошо. И с уважением отношусь к тем ребятам, кто, как говорится, звёзд с неба не хватает, но учится старательно. Можно ведь и с тройкой в аттестате  неплохо знать предмет и применять в жизни школьные знания.  Троечники, как правило, если есть стержень в характере, умеют лучше социализироваться в жизни, намечать цель и идти к ней, более стрессоустойчивые. И добиваются многого.

— Ирина Юрьевна, о подготовке школ к новому учебному году почему-то больше говорят о ремонте, техническом оснащении зданий, денежных вложениях в образование…

— Это совершенно логично, и я об этом тоже обязательно скажу. Мы, я имею в виду администрацию района и управление образованием, прежде всего заботимся о том, чтобы наши ребята учились в хороших безопасных условиях, где есть всё необходимое  для  изучения современных предметов, совершенствования уже полученных знаний,  возможности для научной и творческой работы.

К началу этого учебного года благодаря федеральному партийному проекту «Школьный учебник» школы № 7, 8, 9, 11, 12, 124, НШДС № 10 и 14 и шелеховский лицей получили более 2,6 млн рублей на закупку новых учебников и методических материалов. По другому федеральному проекту «Всё лучшее детям» 11 учреждений образования  оснастили современными средствами обучения  по основам безопасности и защиты Родины, а также по предмету технология. На эти цели направлено 1,7 млн рублей.

В гимназии обустроена  современная спортивная площадка. Центру творчества на закупку картов, самокатов, велосипедов и тепловой завесы направлено 820 тысяч рублей.  В лицее прошло IT-обновление, и на современное цифровое оборудование выделено  1,3 млн рублей. Теперь у педагогов и учеников есть возможность превратить  любой урок в увлекательное путешествие в мир знаний.

В школе № 6 с этого года  есть профессиональная сцена с новым оборудованием. На  проект «Сцена – путь к раскрытию таланта»  выделено 2 млн рублей. Накануне здесь был проведён капитальный ремонт актового зала. Полностью обновлены инженерные системы. Выполнен ремонт стен, потолков и пола. В школе № 5 также много нового. Два млн рублей  выделено на благоустройство территории. Кроме того,  здесь планируется реализация ещё одного проекта – создание школьного музея, где будут собраны все экспонаты о богатой истории  этого учебного заведения. В школе № 1 будет полностью отремонтирован и оснащён актовый зал при финансировании в 4,4 млн рублей.

Отмечу, что все эти изменения – итог взаимодействия работы администрации, педагогов, родителей и партнёров, включая компанию РУСАЛ. Теперь у ребят будет ещё больше возможностей для учёбы, творчества и спорта.

— А в учебном процессе в этом году произошли какие-то изменения?

— Да, и очень серьёзные! В современной школе теперь в большем приоритете духовные ценности, нравственные ориентиры, к которым   будут стремиться педагогические коллективы.

Профессия учителя – особая, на неё возложена государственная задача обучить и воспитать новое поколение страны. Причём хорошо обучить и правильно воспитать.  Считаю свою профессию самой лучшей, самой важной, особой миссией.  И своим коллегам, особенно молодым, не устаю напоминать, что учитель  несёт в мир  не только знания, но и духовные ценности, формирует будущее страны.  Не зря учителю поставлена самая  ответственная задача – формирование личности человека. Поэтому педагога ещё называют инженером человеческих душ.

— Что делается для того, чтобы учитель выполнял эту свою особенную миссию?

— Пришло понимание того, что многое упущено в воспитании учащихся. В школах введены штатные единицы советников директоров по воспитанию, которые занимаются взаимодействием с общественными объединениями.  Ими стали опытные педагоги, которые даже прошли конкурсный отбор. Во всех школах появились первичные организации «Движения Первых». В начальной школе активно  работает  детское объединение «Орлята России».

Третий год в наших школах действует подготовленная Министерством просвещения РФ программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном». И это не час для «галочки», а государственный заказ. Во всех школах также с 2023 года  введён курс профориентационной направленности «Россия – мои горизонты».

С 1 сентября вступил в силу закон Минпросвещения, который внёс серьёзные изменения в образовательные программы  начального, основного и  среднего общего образования,  предложил много нового в режим занятости и отдыха.  Им введены поурочные планы, расписаны темы уроков по конкретным предметам, установлен перечень требований  к результатам освоения образовательных программ, перечень элементов содержания, которые проверяют на ОГЭ и ЕГЭ.

Кроме того, Минпросвещения  разработало варианты  уменьшения перегрузки,   равномерного распределения времени, отведённого на уроки. Каждая школа  выбирает свой вариант, исходя из её возможностей.   В 10-11-х классах  в этом году  реализуется технологический профиль с углублённым изучением математики, физики и математики, информатики в школах № 1, 2, 4, 6, 8, 9, гимназии и лицее. Естественнонаучный профиль реализуется в школах № 1, 2, 5, гимназии и лицее. Каждое  образовательное  учреждение имеет свою особенность, которая отличает его подходом к организации образовательной деятельности, условиями для достижения максимальных результатов, развития личности ребят.

Так, в школах № 6 и 7 действуют классы МЧС. Программы военно-патриотической направленности созданы в школе № 4 — классы МВД, в школе № 1 – казачьи классы, в школе № 9 – кадетские классы. В школах № 4, 5, 8, 12 работают психолого-педагогические классы. В гимназии с 5 класса реализуется программа естественнонаучной и   информационной деятельности. В школе № 5 открыт университетский класс с углублённым  изучением математики, физики и информатики.

Могу сказать, что система образования Шелеховского района  оперативно откликается на все новаторские предложения и  идёт в ногу со временем.

Активно развивается система дополнительного образования. Идёт её постоянное развитие. В 12 школах района  действуют центры «Точка роста»  естественнонаучной и  технологической направленности. В Центре творчества открыты новые интересные объединения: «Лаборатория гидропоники», «Робототроника», «Проектирование, моделирование, дизайн» и другие. Наряду с уже зарекомендовавшими себя проектами «Каникулярный абонемент», «Расправим крылья» для детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации. Началась реализация нового социального проекта  «Мы вместе! Мы рядом!» для семей участников СВО.

— Какая проблема в образовании самая главная?

— Острая нехватка учителей.  Повторюсь, что учитель — это особенный человек, который всегда,  даже мысленно в свой выходной, находится в школе со своими учениками. Такую нагрузку могут выдержать не все.

Сейчас в районном образовании чуть более одной тысячи учителей. Средний возраст 48 лет. Около 200 педагогов пенсионного возраста. Нагрузка у многих запредельная.  Все интересные личности, особенно люди старой закалки, кто по-настоящему любит свою профессию и любит детей. Они являются примером служения своему делу.  В этом году в наш коллектив пришли 30 молодых специалистов, двое – юноши. Очень надеюсь, что они полюбят своё дело и задержатся.

—  Вы своим детям хотели бы учительской судьбы?

— А почему нет? Моя дочь уже пошла по моим стопам, закончила педагогический вуз, и как когда-то я, пришла работать в школу учителем русского языка и литературы.

Татьяны СИЗЫХ

Фото автора