В личных интересах: как давят малый бизнес в Шелехове 


22 июля 2022 года


Глава города Шелехова Сергей Липин неоднократно публично заявлял, что ради должности отошёл от бизнеса и не использует служебное положение в интересах своих компаний. Так ли это на самом деле?

«Торговать не дадим»: история Марии Махмутовой 

История противостояния владелицы небольшой точки по продаже кваса и семьи Липиных получила большой резонанс в соцсетях. Шелеховская предпринимательница Мария Махмутова решила открыть точку на автостанции, и 3 июня заключила договор с владельцем участка об аренде торгового места на три месяца.

Неприятности начались на второй день торговли. На точку стал приезжать некий Сергей, который запугивал продавцов полицией и требовал убраться «по-хорошему». Когда угрозы не помогли, начал перегораживать «Газелью» саму точку, чтобы закрыть обзор для покупателей и сорвать торговлю. Повеяло бандитскими «девяностыми». Как выяснила Мария, провокатор работал на Владислава Липина, сына нынешнего градоначальника. А вскоре на связь с предпринимательницей вышел и сам Владислав.

В один из дней он приехал на той же самой «Газели» к точке, и вновь начались попытки отгородить её от дороги. Мария вызвала ГИБДД и эвакуатор. Наряд ППС отрезвил визитёра. После долгих переговоров мужчине удалось уговорить не увозить автомобиль на штрафстоянку.

В дальнейшем, по словам Марии, Владислав согласился на встречу, чтобы «уладить» конфликт. Изначально предполагалось, что решением вопроса станет обмен данного торгового места Марии на другое в городе. Однако делового разговора не получилось. Сын главы города заявил предпринимательнице, что обмена не будет.

Влад сказал, что не будет компенсировать уход с точки на автовокзале. На моё возражение, что место оплачено по договору, он привёл такой пример: мол, представь, что ты ошиблась номером и перевела по мобильному банку деньги не тому человеку. Рассмеялся в лицо и ушёл, – рассказывает Мария.   

13 июня со стороны собственника пришло некое неофициальное письмо о разрыве договора аренды торговой точки со ссылкой на «неучтённые обстоятельства». Чтобы добиться хоть какой-то справедливости, Мария обратилась в соцсетях непосредственно к Сергею Липину. Глава города заявил: бизнесом он не занимается.

Тогда предпринимательница направила заявления в областную прокуратуру, региональному уполномоченному по правам предпринимателей и иные инстанции. Мария ожидает, что надзорные органы и областные власти разберутся в сложившейся конфликтной ситуации.

Когда готовился номер, стало известно, что Мария Махмутова уведомила собственника об отсутствии оснований для расторжения договора и снова начала торговлю на той же арендованной точке. 18 июля ей вновь перегородили автомобилем торговое место. Тем временем глава города Сергей Липин опубликовал декларацию о доходах своей семьи. У него и у его жены в собственности оказалось почти 40 автоцистерн, предположительно используемых в торговле квасом.

«Мешают уже больше года»: история Сергея Гурьева 

В одном из номеров мы писали о противостоянии независимого перевозчика, работающего на 108-м маршруте, и «Народного маршрута». Компания «Медавтотранс» получила лицензию на перевозки и с тех пор больше года подвергается нападкам от конкурентов.

В ход шли самые грязные приёмы. Ежедневно вдогонку к официально работающим на маршруте машинам перевозчика направлялись микроавтобусы с маршрутов 102 и 104. Конкуренты грубо подрезали водителей на остановках, создавали аварийные ситуации и старались забрать как можно больше пассажиров. Параллельно пытались открыто переманивать водителей Гурьева к себе. Некоторые маршрутчики, не выдерживая нервной обстановки, уходили с работы.

В этом прямой интерес супруги главы города, которая является владельцем данного бизнеса по пассажирским перевозкам в Шелехове. Были телефонные разговоры, причём неоднократные, с Сергеем Липиным, где он прямо говорил, чтобы мы решали вопросы с его женой. Звучали предложения встать «под их крыло» и «под их тариф». За это мне обещали беспроблемную работу на будущем 109-м маршруте, поясняет Сергей Гурьев. 

Одновременно шло затяжное разбирательство по поводу нарушений при проведении конкурса на определение перевозчика по 108-му маршруту. С иском выступил «Народный маршрут», докопавшись до формальных нарушений в конкурсных процедурах.

Дело прошло несколько судебных инстанций, и 11 июля четвёртый арбитражный апелляционный суд в Чите оставил в силе решение в пользу истца, т. е. «Народного маршрута». Администрации Шелеховского района теперь придётся провести новый конкурс на определение перевозчика по 108-му маршруту. При этом ООО «Медавтотранс» добросовестно выполняло свои обязательства, соблюдая удобный график движения и выпуская нужное количество транспорта на линию.

В действиях руководства «Народного маршрута» Сергей Гурьев видит желание полностью монополизировать рынок транспортных перевозок в городе. Как мы это наблюдаем сейчас с рынком сезонной торговли квасом.

В «Народном маршруте» рассчитывают забрать маршрут себе, а потом закрыть, как это было пять лет назад. Тогда существовал маршрут, аналогичный 108-му, с другим перевозчиком. И методы борьбы с ним были аналогичными. Перевозчик продержался, кажется, два месяца, отмечает Сергей Гурьев.

Он убеждён, что если ситуация не изменится, то город ждёт резкое повышение тарифов на перевозки к концу сентября. Цены будет диктовать транспортный монополист.

В этих историях (и, возможно, ещё в каких-то эпизодах давления на бизнес в Шелехове, которые не получили публичной огласки по понятным причинам) есть парадоксальный момент. Если глава города «не занимается бизнесом», как он утверждает, то почему последние пять лет в руках его семьи были сосредоточены как городские пассажирские перевозки, так и торговля тем же квасом? Как раз те сферы, в которых работал Сергей Липин до того, как стал руководить городом.

Дмитрий МИХАЛЁВ