В СЕТЯХ «МОБИЛЬНОГО» ОБМАНА

Фото с сайта 35.rodina.news

За последние годы увеличилось количество случаев хищения имущества граждан путём обмана или злоупотребления доверием. Кроме того, мошенники изобретают новые схемы, которые с каждым годом приобретают всё более изощрённый характер. Один из самых распространённых — телефонное мошенничество.

ЗЛОУМЫШЛЕННИКИ используют «болевые» точки, которые больше всего волнуют людей: беспокойство за близких родственников, за свой телефонный номер, за счёт в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз, любопытство — желание получить доступ к смс и звонкам других людей.

Самый распространённый вид телефонного мошенничества — так называемый «случай с родственниками». Мошенник представляется родственником или знакомым, взволнованно сообщает о том, что его задержали правоохранительные органы. Причины называются различные: попал в дорожно-транспортное происшествие или у него нашли наркотики, или он причинил в ходе конфликта телесные повреждения, но при этом есть возможность за деньги «решить вопрос». При этом деньги, как правило, необходимо привезти в определённое место и передать доверенному человеку.

В другом случае абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, положи определённую сумму денег на такой-то номер. Потом всё объясню».

Ещё один способ телефонного мошенничества – якобы от имени банка. Абоненту приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована, и даётся номер для справки. При звонке ему говорят, что произошёл электронный сбой, и, чтобы разблокировать банковскую карту, нужен её номер и пин-код. Получив эти данные, мошенники легко снимают деньги со счёта.

СУЩЕСТВУЕТ множество иных способов телефонного мошенничества: это и платный код, когда абоненту поступает звонок якобы от оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу и для этого предлагается набрать под диктовку код, который в действительности является комбинацией для перевода денег со счёта абонента на счёт мошенников; ошибочный перевод средств, когда абоненту приходит смс, что на его счёт зачислены деньги с помощью услуги «мобильный перевод», и тут же поступает звонок и абонента просят вернуть сумму обратно тем же мобильным переводом; розыгрыш призов, когда абонента поздравляют с крупным выигрышем в лотерее, а затем предлагают активировать карты экспресс-оплаты и назвать оператору коды.

Ещё один пример: заключив договор на подключение телефона сотовой связи и получив от оператора сотовой связи сим-карту, некоторые люди обнаруживают, что её прежний владелец не отказался от услуги «мобильный банк», подключенной к его банковской карте. В результате лица, получая доступ к этой карте, переводят деньги на лицевой счёт своего абонентского номера. В последующем обращаются к оператору сотовой связи с заявлением о расторжении договора на оказание услуг связи и возврате оставшейся на лицевом счёте денежной суммы.

САМОЕ главное и первое  правило защиты от мошенников – держать эмоции под контролем. Если вам сообщают о крупном выигрыше, не радуйтесь, так как даже позитивный эмоциональный всплеск способствует ступору. Нельзя сразу принимать решение. Поэтому скажите абоненту, что вы перезвоните после тщательного обдумывания. Если вам ответят, что ответ нужен сиюминутно, откажитесь от заманчивого предложения. Никому не сообщайте свои персональные данные. Если это банк, то сотрудники знают ваши данные. Не рассказывайте о банковских картах, не давайте пин-коды и прочую конфиденциальную информацию. Бывает такое, что мошенник представляется работником поликлиники, полиции, банка, страхового агентства. В этом случае обязательно уточните его Ф.И.О., занимаемую должность, контакты руководства, а также данные официального сайта. Если вас объявили победителем, найдите в интернете оговариваемые розыгрыши и ознакомьтесь с ними и с отзывами. Возможно, кто-то уже попадал в такую ситуацию. Ни в коем случае не переводите деньги! Если это не аферисты, то они должны предоставить номер горячей линии, куда вы и сможете перезвонить.

В.В. МУРИЕВ,
помощник прокурора г. Шелехова