Воспитание через путешествия



Знакомство с окружающим миром помогает человеку развивать свой внутренний мир. На этом строят внешкольную воспитательную работу группа учителей школы № 5, ежегодно организующих познавательные экскурсионные поездки по разным регионам нашей страны. В конце августа они организовали для подростков тринадцатидневный тур по Уралу: Иркутск – Екатеринбург – Йошкар-Ола – Казань.

– Дети всё ещё фонтанируют впечатлениями от этой поездки, продолжают делиться воспоминаниями, – рассказывают классные руководители 7 «б»  Леонид Кулик и 8 «б» Татьяна Татарникова.  Много лет они занимаются организацией экскурсий для своих учеников, помогает им Анжелика Боровская. – Вдохновителем и генератором идей в команде является Леонид Вячеславович.

Перед поездкой рассматривалось два маршрута: в Москву и Санкт-Петербург или в Екатеринбург и Казань. Решили, что посещать столицы в этом возрасте ещё рановато. Дело в том, что некоторым ребятам  было бы тяжело не от физических нагрузок, а от большого объёма информации. Концентрация внимания тоже требует тренировки.

– Мы составляем планы в зависимости от возраста детей. С пятиклассниками сначала изучаем достопримечательности Иркутска и близлежащих территорий вокруг Байкала, – поделился опытом историк Леонид Кулик. – С каждым годом мы расширяем географию исследований. Нас поддерживает школа, отпуская на такие мероприятия. Немаловажна поддержка родителей, огромная благодарность им за это. С родителями мы обсуждаем планы поездок, советуемся, как совместить познавательную часть с развлекательной. Наша задача – подготовить детей к восприятию большого объёма информации, обеспечить им досуг, отдых и безопасность.

 

Программу поездок педагоги выстраивают сами, затем связываются с экскурсионными агентствами, которые ориентированы на школьников, выбирают темы, интересные для изучения и тематически связанные с уроками истории и географии.

 

Летом группа побывала на Урале у стелы на границе между Европой и Азией. Ребятам рассказали, как узнать в какой части света они находятся, если оказались в лесу без средств связи. Местоположение определится по течению рек. На азиатской территории реки текут только на север, в европейской – только на юг.

Из сказок нашего детства известно, что на Урале издавна добывали самоцветы. В Екатеринбурге есть музей минералов, где не только рассказывают о добыче ценных ископаемых, но и помогают изготовить памятные брелоки и подвески. Камни, легко поддающиеся обработке,  ребята самостоятельно распиливали, шлифовали и вставляли в заранее подготовленную фурнитуру.

В такой шахте добывали самоцветы

 Также в этом городе много музеев, которые произвели на детей и взрослых особое впечатление.

– Из поездки первым делом  вспоминается музей военной техники и машин, – поделился впечатлениями ученик 8 «б» класса Иван Карбовский. – Нам подробно рассказали, насколько эффективна была военная техника в то время. Интересно было посмотреть на старинные автомобили, узнать, на каких ездили президенты, некоторые машины сохранились в единственном экземпляре. Это очень увлекательно – погрузиться в историю гражданской и военной техники. И очень понравился аквапарк в Екатеринбурге.

У макета основания Екатеринбурга

Посещение аквапарка произошло в середине путешествия и послужило идеальной физической и эмоциональной разгрузкой в момент переезда между городами. Знакомство с аквапарком заняло целый день и по яркости ощущений ему не было равных.

Перед поездкой в Казань сибирякам неожиданно предложили посетить столицу соседней  Республики Марий Эл город Йошкар-Олу. В середине XVI века Иван Грозный присоединил земли Казанского ханства к своему царству и для укрепления своей власти решил ставить здесь «города-крепости», одна из которых сегодня преобразилась в столицу Марий Эл. Недавно на её главной площади появились достопримечательности, которые называют «Европейским уголком в центре России» – это воссозданные в уменьшенном масштабе всемирно известные памятники архитектуры.

– Одна из целей поездки – показать детям многообразие национальных традиций народов нашего государства, – пояснила Татьяна Татарникова. – Когда переплетаются несколько культур одновременно, мусульманская и славянская,  это до такой степени красиво! В Казани на это сочетание дети смотрели с открытыми ртами. Если бы вы слышали, сколько вопросов задавали они экскурсоводам! В поездках ребята учатся общаться не только между собой, но и с местными жителями, у которых уклад жизни и обычаи заметно отличаются от наших.

У Храма всех религий

Такие поездки учат детей социализации: безопасному общению с людьми, как правильно вести себя в дороге и уметь обслуживать себя самостоятельно, как общаться между собой, не мешая другим. Ребята участвуют в планировании и выборе маршрутов. «Я общаюсь, я учусь, я познаю окружающий мир» – это можно делать с помощью гаджетов, а можно в реальной жизни. В путешествиях накапливаются навыки знакомства с лучшими творениями человечества, развивается внутренний мир и уверенность в себе, познаются масштабы Родины, возникают патриотические чувства.

– Казань вспоминается как очень красивый город, мы там много гуляли, – рассказала ученица 8 «б» Любовь Снурникова. – В Екатеринбурге запомнился музей автомобилей. На острове Свияжск мы посетили исторический музей на территории действующего монастыря. Здесь нам давали пострелять из лука и арбалета, пометать топоры, разрешили примерить старинную одежду. Но больше всего мне понравилась поездка в поезде, мы сблизились с классом, у нас намного улучшились отношения. Мы отлично проводили вечера в отеле, общались, играли в настольные игры, обсуждали увиденное. Про гаджеты вспоминали, когда нужно было что-то сфотографировать или позвонить родителям.

Эти поездки дают большой эмоциональный, интеллектуальный заряд и свежие силы для начала нового учебного года. Педагоги уже планируют следующую поездку по маршруту Москва – Брест – Минск – Хатынь в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне либо это будет малое Золотое кольцо вокруг Москвы.

Светлана ЧАЙКО

Фото учащихся школы № 5