ВЫРАСТИТЬ ЛЕС С ПОМОЩЬЮ… КОНЬКОВ

Ребята из большелугского экоцентра приглашают жителей присоединиться к необычному эксперименту. Проект по восстановлению соснового леса необычным способом, который реализуют ребята, стал победителем четвёртого областного экологического конкурса-фестиваля «Зелёные идеи».

Как превратить мусор в полезные вещи, определить по снегу чистоту воздуха, научить туристов правильно отдыхать – об этом и не только рассказали школьники на четвёртом областном экологическом конкурсе-фестивале «Зелёные идеи», который прошёл 26 января в большелугском экоцентре, структурном подразделении Центра развития дополнительного образования детей Иркутской области.

В мероприятии приняли участие команды учащихся и педагогов из гимназии, школ № 8 и 11 Шелеховского района, школы № 1 города Слюдянки, Харазаргайской (Эхирит-Булагатский район) и Плишкинской (Иркутский район) школ, а также из экоцентра. Программа фестиваля включала заочный литературный конкурс, защиту проектов и экологический квиз. В составе жюри оценивали работу команд директор ассоциации «Защитим Байкал вместе» Татьяна Бутакова, начальник отдела экопросвещения ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Светлана Добрынина, директор АНО «Байкальский интерактивный экологический центр» Анна Огородникова и корреспондент нашей газеты Ксения Горбунова.

РАЗДЕЛЯЙ И СОХРАНЯЙ

Идеи, предложенные ребятами, были разными. А начали, пожалуй, с самой актуальной проблемы для жителей всей страны – раздельного сбора мусора, что теперь является обязанностью каждого гражданина. Ученики из восьмой школы, выступавшие с проектом «Разделяй с нами», провели опрос среди сверстников, который показал, что далеко не каждый, например, на улице выбрасывает мусор в отведённое для этого место, что уж говорить о сортировке отходов. Однако культуру правильного обращения с мусором воспитывать необходимо. Человек придерживается принципа: «взял – использовал – выбросил». Но не лучше ли поучиться у самой природы принципам естественного круговорота и давать отходам вторую жизнь, минимизируя или вовсе сводя к нулю их вред для окружающей среды. Это под силу даже детям, что ребята и доказали, продемонстрировав целую выставку предметов, сделанных из бросового материала. Будильник из консервной банки (настоящий, работающий), салфетницы и колье из пластиковых бутылок, игрушки, различные вещи для интерьера и много чего ещё.

В продолжение темы команда из слюдянской школы поделилась своим опытом проведения акции по сбору макулатуры. Коллектив учреждения поддержали неравнодушные горожане. Всем вместе удалось собрать более 500 килограммов бумажной продукции, а значит, спасти пять деревьев. Конечно, в условиях глобальной вырубки лесов это капля в океане, но многие ли из нас за свою жизнь спасли хотя бы одно дерево, посадили хотя бы кустик? А ведь отправить на переработку старые газеты, журналы, картонные упаковки и прочую макулатуру – дело не архисложное, если не лениться.

Оценить влияние туристов на озеро Байкал попробовали гимназисты. Согласно их заключению, самыми распространёнными отходами, которые люди оставляют дедушке Байкалу на долгую «память» о себе, являются пищевые, стекло, консервные банки, синтетические моющие средства. По специальной формуле ребята посчитали, что за месяц 100 отдыхающих, скажем, в какой-нибудь бухте способны нанести ущерб экологии в объёме – только вдумайтесь – более 6,5 тысячи килограммов мусора! Если формула верна, представьте, сколько отходов за годы, десятилетия мы оставляем на берегу уникального водоёма, и это не учитывая промышленное загрязнение. Что имеем, увы, не храним…

Интересную исследовательскую работу представила ученица школы № 8 Малика Маджидова. Она оценила свойства и химический состав снега, взятого в трёх разных местах Большого Луга. Больше всего загрязняющих веществ оказалось в пробе с улицы Ленинской, самой оживлённой, проходящей через центр посёлка. В снеге были обнаружены выбросы автотранспорта и продукты переработки древесины и угля, попадающие в окружающую среду из котельной и печей частных домов. Также анализ показал наличие в пробах хлорид- и сульфат-ионов, которые в превышающих норму количествах могут быть опасны для здоровья человека. Так что есть снег в посёлке, как заметила Малика, не стоит. Впрочем, и в Шелехове он кристальной чистотой явно не отличается.

«ПРОБЛЕМУ ПОДРОСТА РЕШАЮТ ПОДРОСТКИ»

Так называется проект команды большелугского экоцентра. Семиклассники Алексей Вожов, Илья Котляр, Семён Глазков давно занимаются под руководством методиста Натальи Гладышевой в школьном лесничестве при экоцентре. В ходе исследований они пришли к выводу, что сосна обыкновенная лучше растёт при естественном восстановлении. Чтобы этот процесс эффективно происходил на местах лесных пожаров, необходимо обеспечить доступ семян к минеральному слою, состоящему из глины и супесчаного субстрата. Для отработки действенного метода минерализации ребята выбрали сопку на юго-западном склоне правого берега Олхи, в районе спортивно-оздоровительного лагеря «Черёмушки». После пожара на горе перестали появляться всходы сосны, хотя вокруг растут взрослые деревья, дающие семена.

– До нас ребята из школьного лесничества использовали триммер, – рассказывают мальчишки. – Но этот метод помог срезать дерновый слой и разгладить почвенную поверхность, где семена были доступны птицам и мышам. Мониторинг после такой минерализации не показал ожидаемого результата: семена не взошли. Тогда мы решили пробороздить землю упавшими стволами деревьев – это было осенью 2017-го. А осенью 2018-го года мы обнаружили всходы первого года. Ещё заметили, что они появились повсеместно там, где мы с трудом взбирались на гору, цепляясь за почву ботинками и обнажая таким образом минеральный слой.

Тут ребятам пришла идея сделать своими руками скарификаторы (подобное устройство используют, например, для ухода за газоном). В подошву старой обуви они вкрутили саморезы. Правда, такое изобретение оказалось не очень удобным на практике. Когда о своих опытах школьники рассказали дома, родители посмеялись и посоветовали… надеть коньки и походить по сопке «лесенкой». Теперь мальчишки ждут весны, чтобы испытать новый метод. А пока с радостью примут от жителей пару-другую старых коньков. Так что если у вас завалялся ненужный спортинвентарь, не спешите отправлять его на свалку – он может сгодиться для важного дела.

Ещё одна команда экоцентра взяла «шефство» над рекой и природными источниками на территории посёлка. Ребята из восьмой школы поддерживают чистоту водных объектов, регулярно убирают мусор. По их словам, за несколько лет его количество снизилось в разы, а на островок посреди Олхи стали прилетать редкие птицы: серая цапля и чёрный аист, занесённый в Красную книгу. Юные экологи предложили обустроить на берегу реки рекреационную площадку, где большелугцы и гости посёлка могли бы комфортно отдыхать и при случае наблюдать за пернатыми.

Ученицы введенской школы Полина Харланченко и Арина Богомолова представили проект по организации экологической тропы через знаменитый Марьин утёс на Иркуте. Предполагается, что туристы смогут выбрать один из двух маршрутов: первый, протяжённостью 3,5 километра, от Чистых Ключей по сопкам до Введенщины, второй – от школы по просёлочной дороге на юг. По пути следования планируется установить указатели, контейнеры для сбора мусора, обустроить места для стоянок и кострищ.

Участники из Плишкино поделились идеей, как облагородить территорию возле родника – главной достопримечательности своего посёлка. А ребята из Харазаргайской школы показали, как можно создать красивый сад на пришкольной территории, и рассказали о проблеме уникальной священной горы Манхай, где находилось древнетюркское городище и где до сегодняшнего дня сохранились наскальные рисунки. Однако уже на протяжении нескольких лет гору разрушают, вывозя с неё скальник для строительных нужд.

Члены жюри с большим интересом слушали выступления участников, затронувших серьёзные темы. Лучшим единодушно был признан проект команды большелугского экоцентра по восстановлению соснового леса. Диплома второй степени удостоились учащиеся слюдянской школы № 1. Почётное третье место заняли ребята из школы села Введенщина.

Проекты различались по значимости и масштабу, но главное то, что школьники понимают, как важно бережно относиться к природе, к месту, где ты живёшь, и сами активно участвуют в экологической деятельности. Они осознают цену человеческой небрежности и безответственности по отношению к окружающей среде, а потому растут хозяевами, заботящимися о своей планете.

На заочный литературный конкурс в рамках фестиваля поступило больше 30 работ школьников из Шелеховского, Иркутского, Слюдянского, Эхирит-Булагатского районов. Ребята сочиняли эссе и стихи на тему: «Заповедные места моей малой родины». Победителем стала ученица большелугской школы № 8 Анастасия Березовская, на втором месте – Дарья Степанова из школы посёлка Плишкино, на третьем – учащийся школы села Олха Сергей Венедиктов.

На фестивале «Зелёные идеи» участники проверили свои знания в экологическом квизе, а заодно узнали интересные факты, над которыми стоит задуматься. Предлагаем сделать это и вам.

Факт 1. Сжигание мусора в промышленных масштабах – самый дорогой способ утилизации отходов (для сравнения: сжигание тонны мусора стоит 50 долларов, а вторичная переработка – всего 30).

Факт 2. За год один житель России выбрасывает около 300 килограммов мусора.

Факт 3. Из одного килограмма газет можно сделать 10 рулонов туалетной бумаги.

Факт 4. Самый покупаемый товар в мире – пластиковый пакет.

Факт 5. Обитатели Тихого океана иногда обедают «пластиковым супом». Дело в том, что в океане существует целый мусорный «остров» – гигантское скопление отходов, площадь которого, по приблизительным оценкам, варьируется от 700 тысяч до 1,5 миллиона квадратных километров! Как и другие зоны Мирового океана с высоким содержанием мусора, этот «остров» был сформирован океаническими течениями, постепенно концентрирующими отходы в одной области. 80 % мусора попадает в воду с суши – приносится сточными системами и реками, 20 % – с палуб кораблей. Основную массу отходов составляют сигаретные окурки; банки из-под напитков и упаковка из-под еды; стеклянные бутылки; пластиковая тара, посуда, пакеты; рыбацкие сети. Животные, птицы, рыбы, принимая мусор за пищу, в результате гибнут, экосистеме океана наносится огромный урон.

Ася КОЛЫЧЕВА
Фото автора