Здесь был Цой



Приангарье, конец мая 1990 года. Фанатов лихорадит в предвкушении встречи со своим кумиром. Редко кого из знаменитостей, даже очень популярных, так ждут – жадно, преданно, самозабвенно. Больше тридцати лет назад легендарная группа «Кино» дала первые и единственные концерты в Иркутской области. Информации об этом в открытых источниках сохранилось немного, но есть воспоминания живых свидетелей яркого для региона события.

Стадион ревел…
В интернете можно без труда отыскать видеозапись концерта в Иркутске 27 мая. Качество непрофессиональной съёмки, которая сделана продюсером группы Юрием Айзеншписом, оставляет желать лучшего, но для поклонников «Кино» это бесценные кадры. 25 и 26 числа знаменитая четвёрка с берегов Невы отыграла в Ангарске (видео с концерта также доступно на просторах Сети), 31-го – в Братске. Любопытно, что в областной прессе на это событие как бы не обратили внимания. О выступлении музыкантов на братской сцене известны пара материалов местной газеты «Красное знамя» да статья в «Советской молодёжи», появившаяся значительно позже того, как состоялся концерт, причём публикации были найдены журналистами уже в наши дни. А вот упоминаний о визите «Кино» в Ангарск и столицу Приангарья на страницах СМИ того времени обнаружить не удалось, как пишет газета «Иркутский репортёр» (от 6 сентября 2016 года). И далее сообщает: «…Областные журналисты «просохатили» повод, потому как были увлечены приездом принцессы Анны, члена британской королевской семьи, которая как раз в эти дни прибыла в Иркутск».

А между тем «Кино» наделало шума. Стадион «Труд» оглушительно ревел, гудел и пел любимые песни наизусть; фанаты толпами свешивались с трибун, рвались к сцене за автографом, преследуемые милиционерами; зажигали свечи и факелы из газет, изрядно нервируя организаторов, переживавших за аварийное состояние спортобъекта…

«В Иркутске такого концерта, где двадцать тысяч человек аплодируют Виктору Цою и группе «Кино», не было ни до, ни после. Единственное, у нас «Сибскана» по двадцать тысяч собирала, да и то в 1990-е годы, когда «золото» и «серебро» брали», – вспоминает иркутянин Константин Поздняков (новостной сюжет ГТРК «Иркутск» за 22 июня 2017 года).

Константину Куликову, тогда третьекурснику отделения журналистики ИГУ, а ныне главному редактору журнала «Капиталист», подфартило вопреки возражениям Айзеншписа запечатлеть Цоя на фотоплёнку.
«Договаривались, что для репортажа в нашу музыкальную газету «Студия» я отсниму 36 кадров! Больше никого не пустили с фотоаппаратом. Однако перед самым началом продюсер от своих слов отказался напрочь. Пришлось надавить, сторговались на одном кадре. И вот стою я посредине иркутского стадиона «Труд» с вопящими трибунами. Передо мной группа «Кино». За плечом Айзеншпис, впившийся взглядом в гашетку фотоаппарата, чтобы отсчитать – раз! – и долой меня. Тяну время, отстраиваюсь, понимая, что шанс единственный, а техника советская, настройки ручные, резкость – как получится. Попасть необходимо сразу. А тут ещё этот «надзиратель» под локоть лезет, трясёт… Поймал момент, пока Айзеншпис отвлёкся, щёлкнул два раза и оба в десятку».

Выступления группы сопровождались большим успехом, однако не обошлось без инцидентов. Особенно непросто сложилась поездка в Братск. Здесь один из двух запланированных концертов был сорван не то из-за плохой погоды, не то по причине организационных и финансовых накладок; поклонники устроили погром гостиницы, где разместились музыканты; рок-звёзд увозили на стадион то ли на милицейском «уазике», то ли в карете медвытрезвителя… У братского эпизода аж три версии! Впрочем, есть разногласия и по поводу выступления коллектива в Иркутске. Бытует мнение, что группа дала один концерт, но некоторые утверждают: музыканты выходили на сцену также 28 мая, то есть дважды.

«Боялись, что фанаты их разорвут»
– Гастроли артистов всегда серьёзная организационная работа, но эти были особенно напряжёнными, – рассказывает Валентина Дутина, секретарь Шелеховского районного совета ветеранов.

В то время, как заместитель директора Иркутской областной филармонии, она отвечала за концертную деятельность. Встретить и разместить музыкантов в гостинице «Ангара», найти транспорт для них самих и для доставки привезённой аппаратуры (здесь такой не было), договориться по части дополнительного оборудования, привлечь необходимые службы, наиглавнейший пункт – обеспечить безопасность.

– Молодёжь возносила Цоя мама не горюй! Фанаты дежурили повсюду, караулили своего кумира. Провести группу на «Труд» надо было так, чтобы их не разорвали поклонники. У каждого входа на стадион выставили по пожарной машине: боялись, что зрители без билетов, пытаясь попасть на трибуны, снесут ворота. Милиция, обслуживающий персонал работали в усиленном режиме. Я концерт особо и не слышала – бегала вокруг стадиона, смотрела, не убился ли кто-нибудь: отчаянная публика забирались повыше, на ближайшие постройки.

А вот звукорежиссёру ГТРК «Иркутск» Виталию Петрову удалось побывать в закулисье (кстати, второго дня). Студент журфака ИГУ увлекался музыкой и был вхож в местное рок-сообщество. На разогреве у «Кино» выступала культовая группа «Принцип неопределённости» Вадима Мазитова. Флагманов иркутского рока публика встретила с воодушевлением.

Сергей Терпигорев, продюсировавший группу, пригласил нас с приятелем в их гримёрную, находившуюся рядом с гримёркой Цоя. Мы общались с ребятами, выходили послушать «Кино», так и провели вечер. Когда концерт закончился, мы стояли возле гримёрки, и Цой, возвращаясь со сцены, прошёл рядом со мной. Я поразился, какой он высокий. Он нёс охапку цветов, был весь красный – выкладывался на полную.

Виталий вспоминает: в Иркутск съехались фанаты из разных уголков области и из соседней Бурятии – «Труд» был забит.

– Концерт на стадионе с мощной по тем временам музыкальной аппаратурой и световым оборудованием – это было что-то новое и грандиозное. Другие приезжавшие к нам музыканты, те же «Алиса», «Крематорий», БГ, Сукачёв, играли в залах – разница значительная. Когда полные впечатлений мы вернулись в общежитие, поняли, что пол-общаги ходило на концерт. Праздновали событие всю ночь!

«Ощущение эйфории не покидало»
Увидеть «Кино» вживую посчастливилось и шелеховчанину Максиму Кисенкову (с ним наши читатели уже знакомы).

– Мне было девятнадцать лет, я заканчивал авиационный техникум, и наша компания отрывалась перед выходом во взрослую жизнь. Музыка тогда нравилась разная. Благо, что она вышла из-под цензуры, и её можно было свободно слушать. Из советских любил, конечно, «Кино», «Крематорий», «ДДТ», «Сектор газа», «Наутилус Помпилиус», «Браво». Из зарубежных Queen, Roxette, потрясающие медляки Frank Duval, C. C. Catch, Jean Michel Jarre, ну и многочисленные хиты, которые крутили в те времена на дискотеках.

Как только появились афиши, Иркутск загудел в предвкушении. Народ ждал начала продажи билетов. Были фанаты, которые посетили все концерты в Приангарье: в Иркутске, Ангарске и Братске. Максим свой билет купил на деньги со стипендии.

– С друзьями мы пришли за пару часов до открытия касс. В большой очереди стали искать знакомых поближе к заветному окошечку. Нашли! Знакомые девушки из нархоза заняли очередь ещё ночью. Их общежитие находилось недалеко от «Труда», поэтому они менялись между собой, убегая отдохнуть. Как договаривались с вахтёром общаги, одному богу известно. За нарушение режима можно было и под отчисление попасть. На подступах к кассе, где образовалась давка, девчонки были рады, что мы объединили усилия, так как пришлось хорошо работать локтями, чтобы добраться до окошка. Купив наконец билеты, пошли в магазин на Карла Маркса, отоварили там два талона на спиртное и с портвейном отправились на Юность отмечать удачную операцию.

С этого дня, признаётся Максим, не покидало ощущение эйфории. Оно усилилось с появлением на сцене «Принципа неопределённости». Ну а когда вышла группа «Кино» и сам Виктор Цой, случился просто взрыв эмоций!

Максим Кисенков вспоминает: “На концерт брал с собой фотоаппарат. Отснял три плёнки и был на седьмом небе от такой удачи. Разочарование пришло, когда я их проявил. Оказалось, что на радостях не переставил диафрагму (стояла минимальная) и все кадры получились еле различимые. Вот это было горе!”

Из шелеховских товарищей с Максимом был Дмитрий Димов, остальные – сокурсники из техникума и студентки из нархоза, те самые, которые мужественно отстояли очередь за билетами.

– Концерт смотрели с западной трибуны, почти напротив сцены. У кого-то из ребят был бинокль, пользовались им по очереди. Потом он полностью перешёл во владение девчонок. Мы, наверное как и все, ждали, когда можно будет выйти на поле и выплеснуть эмоции по полной. Но организаторы не пустили. Может, побоялись за газон, а может, решили, что фанаты станут неуправляемыми. Так что пели и танцевали на трибунах.

Звук, замечает Максим, был неважный: мощности, несмотря на серьёзное техническое сопровождение, не хватало, чтобы «прокачать» открытый стадион. Но это абсолютно не смущало народ, который и так был счастлив.
Попытки фанатов прорваться на поле пресекались милицией. В какой-то момент девушку даже ударили дубинкой. Цой прервал песню и обратился к блюстителям порядка: «Полегче, серые!» Милиционеров при этом капитально освистали. Потом заиграла «Когда твоя девушка больна», и стадион её подхватил.
Атмосфера всеобщего ликования царила до конца выступления. Некоторым поклонницам всё же удавалось подбежать к сцене и взять автограф.

– После концерта мы гуляли по Иркутску. Под сильным впечатлением и не заметили, как наступило утро. Пропели всю ночь. Когда слышали, что где-то поют, то шли на песню и присоединялись. Таких компаний, как наша, в ту ночь было много…

P. S. Сибиряки увидели своего «последнего героя» за два с половиной месяца до его гибели в автокатастрофе. В этом году Цою исполнилось бы шестьдесят. По случаю памятной даты группа воссоединилась для гастролей по стране. В ноябре «Кино» вновь выступит в Иркутске. И снова трибуны будут петь про группу крови на рукаве, пачку сигарет, звезду по имени Солнце и ожидание перемен. Уже без Цоя. Но Цой по-прежнему жив…

Ксения ПЕТРОВА
Фото Константина Куликова и из открытых источников

Календарик с автографом Цоя от одной из иркутских поклонниц