ЗДЕСЬ ОТКРЫВАЕТСЯ ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ…

«Сейчас я буду рассказывать вам сказки», — говорит профессор Жуков и начинает лекцию о психологии общения. В этот раз его слушатели — не студенты, а молодые специалисты, работающие в шелеховских школах и детских садах. 24 октября администрация района организовала для них в лагере «Металлург» семинар «Педагогическое мастерство современного учителя».

УНИКАЛЬНЫЕ ЛЮДИ

О том, насколько высокий уровень был задан мероприятию, можно судить по статусу приглашённых на него лекторов. И здесь скромность в представлении гостей не уместна. Итак, Константин Жуков – руководитель лаборатории гуманитарных и политических технологий кафедры политологии, истории и регионоведения исторического факультета ИГУ, почётный профессор ИГУ, кандидат исторических наук, член Союза журналистов России, эксперт Общественной палаты Иркутской области, заслуженный учитель РФ, почётный работник высшего профессионального образования РФ, автор и соавтор более 100 научных и научно-методических работ. Награждён орденом «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», имеет Благодарность президента России Владимира Путина.
Александр Карнышев – заведующий лабораторией психолого-экономических и кросс-культурных исследований, доктор психологических наук, профессор кафедры культурологи и управления социальными процессами Института социальных наук ИГУ, заслуженный учитель РФ. В своём научном арсенале имеет более 350 работ, в том числе 40 монографий и учебных пособий. Среди наград — орден «Знак Почёта», медаль К. Д. Ушинского за педагогическую деятельность.
Олег Подлиняев – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Педагогического института ИГУ, почётный работник высшего профессионального образования РФ, член Российского психологического общества, автор более 120 научных работ по педагогике, психологии, философии образования, теориям личности.
Представляя своего коллегу Карнышева, Жуков назвал его уникальным человеком. Но этой характеристики по праву заслуживают все трое ведущих семинара. Что касается цели мероприятия, о ней рассказал мэр района Максим Модин, приветствуя участников.
– Мы часто встречаемся с советом молодых специалистов и хорошо знаем их потребности, – говорит Максим Николаевич. – Это, в том числе, потребность в общении с коллегами, в получении нового опыта – словом, в профессиональном развитии. Поэтому мы решили организовать такую встречу, пригласив на неё корифеев педагогики, психологии, политологии. Лекции, уверен, будут интересны и полезны для наших специалистов, и приобретённые знания они будут использовать в своей дальнейшей работе. Если подобные мероприятия окажутся востребованными, мы готовы проводить их регулярно.
А востребованы они будут, без сомнения. Заряжающая энергетика, неповторимая харизма каждого из лекторов, богатейший опыт, отличное чувство юмора – учиться у таких мастеров честь и истинное удовольствие.

ПАТРИОТИЗМ – ЭТО ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Александр Карнышев много лет занимается вопросами патриотизма и межнациональных взаимоотношений. Приведённые им результаты различных исследований представляют большой интерес для широкой аудитории. Есть, как говорится, о чём задуматься. Александр Дмитриевич рассказывал о содержании понятий «патриотизм», «мультикультурализм», «толерантность», исходя из анализа современной обстановки в мире, о влиянии религии на жизнь общества, процессе глобализации; объяснял причины русофобии Запада и не только. Вот лишь некоторые наблюдения и выводы, которыми профессор поделился с педагогами.
Оказывается, сибиряки патриотичнее, чем население других регионов России. Кроме того, в глазах, например, японцев сибиряк выглядит более позитивно, потому что ему свойственно особое гостеприимство.

Самыми привлекательными характеристиками Иркутской области жители считают близость к Байкалу, наличие лесов, интересных и уникальных людей. А символом патриотизма для большинства опрошенных иркутян могли бы стать ветераны Великой Отечественной войны и спортсмены. К слову, по мнению Карнышева, патриотизм – это прежде всего любовь к природе и людям.

Затрагивая набивший оскомину вопрос о том, как удержать молодёжь на малой родине, профессор пояснил, что серьёзные недоработки есть со стороны государства, поэтому решать данную проблему на местном уровне крайне затруднительно.
В плане патриотического воспитания слабо работают трудовые коллективы и, что было несколько неожиданно, СМИ. А одной из серьёзных проблем в сфере межнационального согласия, как заметил Александр Дмитриевич, является то, что мы недостаточно знаем традиции и обычаи народов, которые живут рядом с нами.
Если обобщать всё услышанное, то Карнышев старался показать, насколько проблематичны вопросы патриотизма и почему подходить к их решению, что называется, с кондачка недопустимо.

– Ура-патриотизм сейчас повсюду – такова реальность, – говорит профессор, – но наша молодёжь должна понимать, насколько сложна проблема патриотизма и межнациональных отношений.

Зачем это педагогам? Они воспитывают подрастающих граждан своей страны, формируют их личность. Кроме того, сегодня в классах за одной партой зачастую сидят дети разных национальностей, так что их уважение друг к другу закладывается со школьной скамьи, а то и с детского сада.
По признанию Карнышева, работой с аудиторией он остался доволен, лекцию молодые специалисты слушали внимательно. После выступления Александр Карнышев и Максим Модин договорились, что ряд исследований по патриотизму и межнациональному согласию будет проведён в Шелеховском районе.

ИНСТРУКЦИЮ К МОЗГУ НЕ ПРИДУМАЛИ

Интереснейшей была беседа с Константином Жуковым. Рассказывал он, конечно, не сказки, а истории из жизни, в том числе и собственной, раскрывавшие разные аспекты психологии общения. Штука эта сложная, но профессор очень доступно и легко объяснял, какие пять социально-психологических потребностей в общении испытывает каждый человек и как они проявляются в педагогике, что такое приязнь и неприязнь. Особое внимание уделили образу и поведению учителя: его внешнему виду, физиогномике, манере держаться, тому, как он может поступать и чего делать не должен. Главным тезисом выступления Жукова стал вывод: педагогика – это не наука, а искусство.
Большое впечатление на слушателей произвела лекция Олега Подлиняева, проходившая скорее в формате эксперимента. Олег Леонидович посвятил свою деятельность нейрокибернетике – науке об управлении мозгом.

– Мы покупаем пылесос, телевизор, любую технику – к ней всегда есть инструкция, – рассуждает профессор. – А к мозгу инструкции не придумали. Мы используем его возможности всего на три–пять процентов, потому что не знаем, как им управлять.

А этому можно и нужно учиться. К сожалению, современная школа, воспитывая ребёнка, нагружает работой только его левое полушарие, блокируя творческий потенциал правого. Это сравнимо с тем, как если бы человек, занимающийся в фитнес-зале, выполнял упражнения на развитие только левой части тела. Странно, не правда ли?

– Стал бы ребёнок есть кем-то пережёванную много раз кашу? – спрашивает Подлиняев. – Нет. Точно так же и с постоянным заучиванием, зазубриванием информации: мозг в определённый момент просто перестаёт её воспринимать, и она не сохраняется в памяти.

Кстати, своих студентов Олег Леонидович отучает писать конспекты – это неэффективно для усвоения знаний. Развивайте память – и будет вам, как говорится, счастье.
С участниками семинара Подлиняев провёл несколько интересных экспериментов. Один из них заключался в том, что педагоги составили список из 50 слов и фраз – первых, что пришли на ум. Тут были и бетономешалка, и огуречный рассол, миллион алых роз, когнитивный диссонанс, русская баня, соль с перцем, Петрович, чистящий трубы, собака, родившая котят, и много чего ещё любопытного. Профессору понадобилось всего 3 минуты 34 секунды, чтобы запомнить весь этот список и без запинки назвать слова, в том числе в обратном порядке и даже только по номеру.
– Это не сверхспособности, это то, что мы действительно можем делать, – заключил Олег Леонидович.
Подводя итоги семинара, гости положительно оценили его и поблагодарили администрацию Шелеховского района за организацию этой встречи. Очень важно, что молодые педагоги получили возможность вживую пообщаться с учёными такой величины и взять для себя ценнейшие знания, которые пригодятся им в профессиональной деятельности.

МНЕНИЯ
Светлана Лапашинова, воспитатель, Татьяна Чистофорова, педагог-психолог (детский сад № 17 «Золотой ключик»), Юлия Чепрасова, педагог-психолог (детский сад № 1 «Буратино»):
— Этот семинар помог систематизировать знания, полученные ещё в университете. Очень интересно послушать учёных такого уровня. Понравилось, что лекции проходили в форме живого диалога, теория подкреплялась практикой, реальными примерами. Знания о том, как должен себя преподнести педагог, помогут в работе и с детьми, и с родителями. Подобные встречи полезны всем педагогам, независимо от стажа работы, потому что на таких мероприятиях особая, позитивная атмосфера, здесь открывается второе дыхание, у молодых специалистов проходит страх. Кроме того, можно обмениваться опытом с коллегами.

Вероника Деревич, педагог-психолог детского сада № 16 «Ручеёк»:
— Мне было приятно увидеть педагогов, у которых я училась. Интересны были практические примеры применения научных знаний. Из выступления Константина Сергеевича Жукова запомнилось, например, то, как можно использовать невербальные жесты – это было полезно для меня как для психолога. Такие семинары необходимы педагогам.

 

Ксения ГОРБУНОВА, фото автора