Здоровый телом и сильный духом
Мы часто произносим слово учитель, но не задумываемся, какую огромную роль играет он в нашей жизни. Сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы те выросли настоящими людьми.
В первую неделю сентября 50 лет педагогической деятельности отметил учитель физической культуры введенской школы Давыд Давыдович Блем – почётный работник общего образования, почётный житель Введенщины, ветеран физической культуры и спорта Шелеховского района.
Детство будущего педагога прошло в Омской области. В 1964 году семья Давыда Блема переехала в Введенщину. Уже здесь школьник окончил 9 и 10 класс в Баклашинской школе, а затем педагогическое училище № 1 в Иркутске. С 1974 года и по сей день Давыд Давыдович работает в школе № 11 и делится своими впечатлениями о трудовой деятельности.
– С чего вы начали свой путь к преподаванию физической культуры? Как стали учителем?
– Я с детства увлекался спортом. Нас было пять братьев и в то время мы играли во всё, что можно было: футбол, хоккей, катались на коньках и ходили на лыжах. Летом пропадали на футбольном поле, зимой – на катке. Спортивной формы и спортивного инвентаря особо не было, поэтому, например, клюшки для хоккея делали сами. Находили подходящее дерево, выстругивали клюшку, шлифовали, обматывали и играли. Шайбами нам служили камни или льдинки. Вообще с самого юного возраста я очень любил смотреть спортивные передачи, матчи и мечтал стать спортивным комментатором.
Давыд Блем на учёбе
– Какой вид спорта стал для вас основным?
– Лыжные гонки. Занятия лыжным спортом положительно влияют на весь организм человека. Во время тренировок происходит закаливание организма и укрепление здоровья. До сих пор со своими учениками ежегодно участвую в «Лыжне России» и различных соревнованиях по лыжным гонкам.
– Сколько поколений сменилось за 50 трудовых лет?
– Сейчас у меня учится уже третье поколение семей. Что самое интересное, детей и внуков первых выпускников называю именами родителей, в памяти остались именно они.
Давыд Блем с воспитанниками
– Вы до сих пор преподаёте физическую культуру. С какими классами сейчас работаете?
– Я занимаюсь с учениками младших классов. Это дети 8-12 лет. Ребята в этом возрасте легче идут на контакт, с ними проще работать и направлять их в нужное спортивное русло.
– Расскажите, какими были ученики 30 лет назад и какие они сейчас?
– Сейчас в жизни детей много того, что отвлекает их от физического развития. Если 30 лет назад дети проводили свободное время во дворах, гоняя мяч, сейчас они в основном сидят в телефонах. Хочу добавить, что, безусловно, семья всегда играла важную роль в физическом воспитании. Родители и сейчас заинтересованы в разностороннем, в том числе, спортивном развитии ребёнка. Но мы понимаем, что есть мамы и папы, которые в силу своей занятости не имеют возможности сами заниматься с ребёнком, поэтому в школе стараемся проводить различные спортивные соревнования, воспитывать в учениках дух победы и целеустремлённость. Радует, что многие наши ребята занимаются в спортивных секциях Шелехова.
– У вас есть свои секреты, как привить ребёнку любовь к спорту?
– Я часто рассказываю детям о спорте, достижениях наших российских спортсменов, об их наградах и мировом признании, о знаменитых советских спортсменах, об олимпийских и паралимпийских играх. Сейчас в зоне проведения СВО находятся несколько моих выпускников. О них тоже рассказываю подрастающему поколению. Учитель физкультуры и его уроки отличаются от прочих школьных предметов. Успех в деле обучения, воспитания и развития детей во многом зависит от того, насколько я смог заинтересовать учеников, увлечь идеалом физического совершенства.
– Что самое сложное, по-вашему мнению, в профессии учителя?
– Я бы сказал не сложное, а важное. Самое важное – найти подход к детям. Все они разные: со своим характером, увлечениями, настроением. Все по-разному воспринимают материал на уроках. Задача учителя – не сделать их всех одинаково послушными, похожими друг на друга. Наша задача – выявить индивидуальность каждого, с вниманием отнестись к развитию ребёнка, привить ему положительные качества и желание развиваться.
– Спортом можно исправить характер человека?
– Характер, скорее, нет. А вот скорректировать поведение – да. В каждой школе есть непростые ученики, с которыми приходится быть построже. Но мне здесь повезло – на уроках физкультуры быть строгим – это дать дополнительное задание, привлечь ребёнка к полезным делам, попросить помочь. Через некоторое время смотришь, а вчерашний хулиган уже сам предлагает свою помощь и активно участвует в жизни школы.
– Мальчишки и девчонки одинаково увлечённо занимаются физкультурой?
– Нет, здесь есть различия. Девчонки могут и отлынивать от уроков, а мальчишки занимаются более увлечённо. Есть среди них и очень активные, по своей натуре, им даже приходится давать дополнительные задания, чтобы направить их энергию на пользу обществу и им самим.
– Какие самые приятные моменты вы можете назвать за столь долгий педагогический опыт работы?
– Это, безусловно, то, что выпускники приходят ко мне в гости, благодарят за уроки, за воспитание и внимание. Часто встречаю своих учеников на улице, они никогда не пройдут мимо, всегда поздороваются, пожмут руку, поинтересуются моей жизнью, расскажут о своей. В такие моменты понимаешь, что всё, что делал, не зря. Многие из моих воспитанников добиваются успехов на спортивном поприще. Есть среди них и кандидаты в мастера спорта, и учителя физкультуры, и просто те, кто связал свою жизнь с физической культурой, окончил учебные заведения по спортивному направлению и уже самостоятельно передаёт свой опыт и знания молодёжи.
– Как начинается утро учителя физкультуры? С каким настроением вы идёте на работу?
– Я живу в Введенщине в частном доме. У меня есть хозяйство, с которым справляюсь сам. Утром нужно и корову подоить, и курочек накормить, и сделать ещё массу необходимых дел. Огород тоже требует ухода. Потом, конечно, делаю зарядку – это уже многолетняя привычка. Вот так, зарядившись энергией и положительными эмоциями, в приподнятом настроении иду на работу.
Рабочий стол учителя физкультуры
– Какое напутствие вы можете дать своим ученикам начального звена?
– В первую очередь, хочу обратиться к родителям: воспитывайте своих детей в патриотическом духе, старайтесь прививать им любовь к Родине, к территории, на которой они проживают. Старайтесь дать им больше своего внимания, поддерживайте их таланты, разделяйте спортивные увлечения. И тогда дети будут более отзывчивыми, внимательными, спортивными, а значит, здоровыми телом и духом.
Евгения РУДЫХ
Фото автора и Давыда Блема