Жителей района приглашают стать наставниками



Как воспитаннику детского дома найти своё место за пределами привычной ему среды, правильно выстроить отношения с окружающим миром и стать самостоятельным? Без поддержки взрослого, к которому ребёнок чувствовал бы искреннее доверие и привязанность, сделать это сложно. Шелеховский Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, начинает реализацию программы  «Наставничество», в которой могут принять участие жители города и района, готовые стать для ребят другом и помощником.

В социальном учреждении ребёнок, казалось бы, обеспечен всем: у него есть крыша над головой, он одет и накормлен, для него организованы занятия в кружках и секциях, он круглосуточно окружён вниманием специалистов. Но при этом ему не хватает, пожалуй, самого главного – тёплого человеческого общения.

– Отсутствие полноценных близких отношений формирует у ребёнка неправильную картину мира: никому нельзя доверять, главная ценность – это деньги, государство даст мне всё, чего я хочу, – говорит разработчик программы «Наставничество» социальный педагог Наталья Аюшинова. – Воспитанникам свойственна инфантильность, они знают, что все их потребности удовлетворяются, персонал их обслужит. В результате не вырабатывается привычка трудиться, принимать решения и отвечать за свои действия.. Конечно, в центре дети получают основные социально-бытовые навыки, но к жизни оказываются не приспособлены, потому что за стенами учреждения она другая.

Выход из детского дома во внешний мир – сильнейший стресс. Человек теряется от множества сваливающихся на него задач, ему трудно налаживать коммуникацию с новыми людьми, вдобавок нередко он сталкивается с неприятием со стороны общества. И если справиться с трудностями не удаётся, воспитанник уходит от своих переживаний и неудач в опасные для здоровья зависимости, совершение противоправных поступков. Поэтому очень важно дать ребёнку некую внутреннюю силу, благодаря которой он увереннее стоял бы на ногах.

– Сделать это возможно, если рядом с ним будет значимый взрослый, которому он нужен и дорог,  который покажет ему реальность и вместе с тем поможет сгладить негативный жизненный опыт, – объясняет куратор программы Оксана Перфильева.

Значимый взрослый и есть наставник. Его задача – поддержать ребёнка в процессе его социализации. И здесь нужно понимать, что это не благотворительность и не совсем волонтёрство, хотя и близко ему. И уж, конечно, это не разовая акция милосердия. Взрослый берёт на себя определённые обязательства и ответственность за то, что он даст и как повлияет на личность ребёнка.

– В первую очередь у человека должно быть искреннее намерение стать другом и помощником, а также терпение и готовность к трудностям, – рассказывают специалисты центра. – Он выбирает воспитанника, которого хотел бы поддержать. Мы со своей стороны учитываем его пожелания касательно пола, возраста, интересов ребёнка. Если между ними возникает взаимная симпатия, кандидат проходит обучение в школе наставничества, с ним заключается договор сроком на один год.

Общение не ограничивается встречами на территории центра и участием в мероприятиях учреждения.

– Наставник помогает подопечному расширить кругозор, набраться житейского опыта. Например, как выбирать в магазине продукты и одежду, распределять семейный бюджет,  оформить документы, правильно поступать в различных ситуациях с другими людьми.

Взрослый организует досуг подопечного, может приобщить его к социально полезной деятельности, помочь раскрыть творческие способности ребёнка или определиться с будущей профессией. Также наставник имеет право участвовать в школьной жизни ребёнка, заботиться о его здоровье.

– Для ребёнка ценно, что взрослый общается с ним не потому, что это его работа, а потому что он ему небезразличен. В таких отношениях дети начинают проявлять интерес к жизни, учёбе, строить планы на будущее, – отмечает Наталья Аюшинова.

Попробовать себя в роли наставника может любой человек (или семейная пара) старше 25 лет, дееспособный, без психических заболеваний и судимости. Возраст детей, участвующих в программе, от 12 до 18 лет: объясняется это тем, что младшие ребята воспринимают взрослого не как друга, а как потенциального родителя. Наставника и ребёнка обязательно сопровождают куратор, психолог и воспитатель, которые в любой момент окажут поддержку.

По истечении года при положительных результатах работы взрослый и его подопечный по обоюдному согласию могут продолжить общение. Но не исключена ситуация, когда отношения в паре не сложатся: если сторонам не комфортно друг с другом, найти общий язык не получается, их взаимодействие прекращается, при этом наставник вправе взять под крыло другого воспитанника.

Работу по развитию культуры наставничества сотрудники центра планируют вести на предприятиях и в организациях города, а пока очень ждут отклика от неравнодушных жителей.

Ксения ПЕТРОВА

 

КТО ТАКОЙ НАСТАВНИК?

Взрослый старше 25 лет, который:

– готов стать для ребёнка надёжным другом на долгое время,

– регулярно общается с воспитанником (встречи, совместная деятельность, связь по телефону),

– готовит его к самостоятельной жизни, делится личным опытом,

– мотивирует к развитию, служит источником эмоциональной поддержки,

– помогает раскрыть способности и профессионально сориентироваться.

Если вы чувствуете в себе желание и силы быть наставником, дайте знать об этом куратору программы по тел. 89500994609 (Оксана Николаевна Перфильева).